Мнение: Соединенные штаты Евразии
Россия превращается в клон Соединенных Штатов — еще одну прагматичную сверхдержаву по другую сторону земного шара с теми же методами давления на оппонентов и даже ценностями, пишет политолог Петр Олещук в своей колонке в новом номере журнала Корреспондент.
Правительство Российской Федерации в новых геополитических условиях все более претендует на звание регионального лидера. Причем в достижении поставленных целей берет пример с США.
Соединенные Штаты в их современном виде являются царством корпораций, ради интересов которых периодически меняются правительства в далеких государствах и устраиваются "маленькие" нефтяные войны. Ту же роль в современной РФ занимают не абстрактные корпорации, а вполне конкретные олигархи, в чьих интересах власть и участвует в разнообразных международных проектах.
Если проанализировать внешнюю политику Российской Федерации начиная приблизительно с 2004 года, когда болезненное поражение в Украине вынудило путинскую администрацию искать альтернативные внешнеполитические пути, то она приобретает все более и более "американообразный" вид.
Подобно США, Россия ведет прагматичную, активную внешнюю политику, нацеленную на обеспечение интересов крупного бизнеса.
Показателен в этом отношении пример российско-белорусских отношений. Нынешняя власть Беларуси, то есть ее лидер Александр Лукашенко, имеет не самое положительное реноме на Западе и, что вполне логично, долго ориентировалась на усиленное сотрудничество с единственным возможным партнером - Российской Федерацией.
В русле этой политики было даже создано так называемое Союзное государство. Однако когда встал вопрос о коммерческих интересах, союз "братских народов" начал трещать по швам. И пусть формально поводом для охлаждения отношений послужил отказ белорусского парламента признать независимость Южной Осетии и Абхазии, очевидно, что реальной причиной стало нежелание Лукашенко платить за газ по расценкам, выставленным Россией. Соответственно, российская сторона в данном конфликте защищает интересы собственного крупного бизнеса, крепко-накрепко связанного с властью.
Как в интересах своих нефтяных компаний правительство США "вдруг" вспомнило об "оружии массового поражения" в Ираке, так же и российские власти "внезапно" прозрели относительно личности белорусского лидера. Это выразилось в критических заявлениях президента Дмитрия Медведева, а также в демонстрации фильмов из серии Крестный батька, в которых фактически поддерживалась точка зрения белорусской оппозиции.
Подобная практика выглядит тоже вполне по-американски. Перед любой внешнеполитической акцией проводится артподготовка при помощи СМИ. Последние обрисовывают перед общественностью колоритный образ врага, которому приписываются самые негативные и отвратительные черты. Именно так работали Штаты против Слободана Милошевича или Саддама Хусейна.
Еще один типично американский образец внешнеполитической деятельности - активная поддержка и "реклама" оппозиции в странах, власти которых нежелательны для России.
Вполне американской практикой является создание "независимых государств" путем дробления не самых дружественных стран. Задолго до 2008 года, когда на российских картах появились "независимые" Абхазия и Южная Осетия, США уже имели богатый опыт государствотворения. Например, когда возникли сложности с правительством Колумбии относительно аренды территории Панамского перешейка под строительство канала, США оказали полную поддержку местным сепаратистам и довольно скоро имели дело уже с правительством независимой Панамы, которое "с радостью" передало свои территории в американскую концессию. Не найти кое-что общее в обоих случаях сложно.
Итак, в геополитическом смысле мы наблюдаем рождение нового феномена - так называемых Соединенных штатов Евразии, представляющих собой объединение власти, крупного бизнеса и региональных элит на колоссальном пространстве постсоветской России. Это явление стало возможным благодаря ослаблению США, погрязших в масштабных войнах и кризисах и потерявших интерес к бывшему СССР.
Россия по полной программе реализует проект превращения в региональный клон США, локальную сверхдержаву, опираясь при этом на американский опыт и методику.
Всем нынешним сторонникам украинско-российского сотрудничества и возрождения Союза следует понимать, что
нынешняя Россия - это принципиально новое образование, имеющее довольно мало общего как с СССР, так и Российской империей прошлого. Если для царизма ключевой целью было расширение зоны политического влияния, для СССР - максимальное вовлечение стран мира в коммунистическую систему, то для современной РФ - это оптимизация государственного консорциума по использованию природных ресурсов.
Сращенный с властью бизнес стремится к получению максимальных доходов, для чего строятся новые "трубы", выкупаются газотранспортные системы и приобретается контроль над системообразующими предприятиями соседних стран.
Доход является главным мерилом эффективности, а места для эмоций не остается.
Россия - подчеркнуто классовое, жестко социально структурированное государство, где каждый должен знать свое место. Впрочем, этот аспект роднит ее уже с Украиной. И объединение нынешней России с Украиной в таких условиях это не новый Советский Союз - это средство бизнес-оптимизации. Да и в целом Российская Федерация в нынешнем виде - это глобальный бизнес-проект, преследующий вполне конкретные цели, империя, в которой вершат дела прагматики от газа и металла.
Петр Олещук - политолог, кандидат политических наук.