Советские программы пилотируемых полетов к Луне
Программа облета Луны: трудный путь
В начале 60-х годов после первых впечатляющих успехов нашей страны в космосе, взоры всех, кто имел отношение к освоению космического пространства, обратились к еще более масштабным задачам – достижению Луны и планет Солнечной системы. К тому же идеология "холодной войны", бывшей тогда в самом разгаре, требовала перенесения соревнования между сверхдержавами во все новые и новые области. Космос не стал исключением.
Выиграв "первый тайм", СССР был намерен сохранить свой приоритет и дальше, да и конструкторская мысль, подстегиваемая недавними успехами, не стояла на месте.
В ОКБ-1 уже начались работы по проектам пи-лотируемых полетов к Луне, Марсу, Венере и соз-данию тяжелого межпланетного корабля (ТМК). Разрабатывалась и новая серия ракет-носителей "Н", которые смогли бы помочь осуществлению этих замыслов.
По понятным причинам ближайшей целью была избрана Луна, и начались работы над двумя вариантами экспедиций. Первый, облетный; предусматривал достижение орбиты Луны без посадки на ее поверхность и возвращение на Землю экипажа из двух космонавтов. Второй преследовал цель высадки одного космонавта на Луну и возвращение на Землю.
В это время (с 1962 г.) в США уже приступили к реализации программы "Аполлон", предусматривающей создание мощного носителя "Сатурн-V", облет Луны, а так же посадку на ее поверхность двух астронавтов.
Как же обстояло дело к тому времени у нас? Программа облета, как более простой вариант достижения приоритета, предлагались двумя главными конструкторами – С.П. Королевым и В.Н. Челомеем. Комплекс, предлагавшийся Королевым и разрабатывавшийся в его ОКБ-1, состоял из кораблей 7К, 9К и 11К и должен был собираться на орбите Земли путем автоматической стыковки этих кораблей. Сначала на околоземную орбиту должен был выводиться корабль 9К (разгонный блок), затем к нему предстояло последовательно пристыковать три корабля 11К (танкер) с горючим и окислителем. После завершения за-правки должен был стартовать корабль 7К с эки-пажем, который после стыковки с заправленным разгонным блоком образовывал облетный корабль. Если все пять запусков проходили успешно, то облетный корабль с экипажем на борту с помощью ЖРД разгонного блока 9К переводился бы на траекторию облета Луны.
Такая схема была для того времени очень сложной, ведь не летал еще ни один корабль с экипажем, не была отработана система стыковки, без которой осуществить проект было просто нельзя. Правда был у нее и свой плюс – для выведения на околоземную орбиту кораблей использовалась отработанная и достаточно надежная РН "Союз" (Р-7, 11А511). И все же, для облета Луны по этой программе потребовались бы длительные разработки и большой комплекс наземных и летноконструкторских испытаний.
Одновременно в ОКБ-1 разработали над созданием серии РН "Н": "Н-1" – способной вывести на орбиту 40-50 тонн груза (возможный запуск в 1963 г.) и позволяющей вывести пилотируемый косми-ческий корабль на траекторию облета Луны и "Н-2" – с полезной нагрузкой 60-80 т (запуск в 1967 г.) для выведения корабля на межпланетную на межпланетную траекторию. Рассматривался ва-риант использования РН "Н-1" для запуска Лунно-го корабля, но наметилось значительное отстава-ние в разработке этой ракеты, одной из главных причин которого были разногласия между С.П. Королевым и Главным конструктором ракетных двигателей В.П. Глушко. Последний отказался делать кислородно-керосиновые двигатели для "Н1", считая это невозможным, и предлагал использовать двигатели на высококипящих самовоспламеняющихся компонентах. С.П.Королев же считал, что такие двигатели слишком опасны для пилотируемых полетов из-за высокой токсичности используемого топлива, а, кроме того, его применение резко увеличивало стоимость пусков. В результате Королев был вынужден заказать двигатели для "Н-1" в Куйбышевском авиамоторном КБ (ныне Самарское государственное научно-производственное предприятие СГНПП "Труд"), которым руководил Н.Д.Кузнецов.
В.Н. Челомей – Главный конструктор ОКБ-52, предлагал свой проект: облет Луны по петлеобразной траектории кораблем ЛК. Причем корабль должен был выводиться на околоземную орбиту и переводиться на траекторию полета к Луне ракетой "Протон" (УР500К) и специальным разгонным блоком, разработанными в том же ОКБ.
Корабль ЛК должен был состоять из разгонного блока с ЖРД, приборно-агрегатного отсека (ПАО) и возвращаемого аппарата (ВА) конусовидной формы, слегка напоминающей КК США "Джемини". Предполагалось, что корабль будет осна-щаться солнечными батареями, раскрывающими-ся после выхода на орбиту Земли. Первоначально пилотировать корабль должен был один космо-навт, позже удалось в той же кабине разместить второго космонавта. Спасение космонавтов на этапе выведения предусматривалось вместе с ВА, который уводился от аварийной РН с помощью твердотопливной аварийной двигательной установки (АДУ) и совершал парашютную посадку по штатной программе.
3 августа 1964 г. Генеральный конструктор ОКБ-52 В.Н. Челомей даже подписал аванпроект корабля ЛК-1 для облета Луны одним космонавтом по петлеобразной траектории.
В августе 1964 года руководство страны, почувствовав, что приоритет в космических исследованиях ускользает, рассмотрело вопрос об экспедиции на Луну в ЦК КПСС и Совете Министров СССР. В принятом постановлении "О работах по исследованию Луны и космического пространства" высадка советского космонавта на поверхность Луны в 1967-68 г., т.е. раньше американцев, стала главной задачей советской пилотируемой про-граммы. Осуществление программе облета Луны был поручено В.Н.Челомею, а Королевский проект 7К-9К-11К поддержки не получил. Разработка кораблей 9К и 11К была прекращена, а корабль 7К был переориентирован на орбитальные полеты и получил индекс 7К-ОК (в последствии – "Союз").
Во второй половине 1965 г. в Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР возобладало мнение, что В.Н. Челомей со своим проектом "УР500К-ЛК1" не сможет обеспечить приоритет СССР в пилотируемом облете Лу-ны. Создание облетного корабля было поручено ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. Для ускорения работ предусматривалось использование РН "УР500К" с Королевским разгонным блоком "Д" в качестве четвертой ступени. Новый проект, названный "УР500К-Л1", С.П.Королев представил 15 декабря 1965г, он был утвержден и стал основной Лунной облетной программой СССР.