Советские программы пилотируемых полетов к Луне
Летно-конструкторские испытания Лунного корабля и Лунного орбитального корабля

Параллельно с испытаниями ракеты-носителя проводились летно-конструкторские испытания лунного корабля на орбите Земли. Это был беспилотный вариант корабля, получивший обозначение Т2К, состоящий из ЛВА без стыковочного агрегата и ЛПУ без опорных ног. Он был выведен на орбиту Земли 24 ноября 1970 г. под названием "Космос-379" с помощью РН "Союз" со специальным обтекателем высотой 192-232 км и после проверок функционирования оборудования и расшифровки телеметрии на четвертые сутки полета был включен двигатель блока "Е", который сымитировал зависание над лунной поверхностью. Апогей увеличился до 1210 км. Затем ЛПУ было отделено от ЛВА, проведено второе включение двигателя блока "Е", имитирующее взлет с поверхности Луны в режиме максимальной тяги и увеличил скорость ЛВА более чем на 1,5 км/с. Апогей в результате увеличился до 14035 км, за-тем производилась имитация маневров при стыковке с ЛОКом.

Второе испытание лунного корабля в варианте Т2К началось 26 февраля 1971г под названием "Космос-398" и выполнялось по той же программе, что и предыдущее, но с имитацией нештатных ситуаций. В этот раз апогей лунного корабля достиг 10903 км.

Третье орбитальное испытание лунного корабля под названием "Космос-434" началось 12 августа 1971г. После двух включений двигателя блока "Е" Т2К вышел на орбиту высотой 186х11804 км. На этом испытания лунного корабля успешно закончились, и была подтверждена его высока надежность.

Последнее испытание ЛК в автоматическом ре-жиме намечено было провести при четвертом пуске РН "Н-1" 23 ноября 1972 г. На ракете был установлен штатный ЛОК и ЛК оснащенный для автоматического полета. Лунный ракетный комплекс, в случае удачи, должен был выполнить полную программу полета с посадкой на Луну, влетом и стыковкой. К сожалению, из за аварии ракеты-носителя программу испытаний выполнить не удалось.

Во время этого запуска должно было быть проведено и первое летно-конструкторское испытание штатного ЛОКА (11Ф93) т.к. его испытаний на орбите Земли не производилось. Его упрощенный вариант с индексом Т1К разрабатывался для этой цели в ЦКБЭМ (ОКБ-1) под руководством ведущего конструктора В.Е.Бугрова. Он должен был запускаться с помощью РН "Протон", но эти испытания были отменены. Должен был пройти летно-конструкторские испытания только ДОК из состава корабля "Л-3". Для этого он устанавливался на автоматическом корабле "7К-Л1С" (изделие 11Ф92) при запуске РН "Н1" N3Л. Но и это испытание из-за взрыва ракеты-носителя провести не удалось.

Несмотря на проведенные испытания, руководство СССР потеряло интерес к этой программе, финансирование сократилось, работы продолжались все более медленными темпами. Была принята "генеральная линия космонавтики на создание долговременных пилотируемых орбитальных станций".

Желая возродить программу посадки на Луну, в ЦКБЭМ (ОКБ-1) проект был пересмотрен и получил название "Н1-Л3М". Его утвердил Совет главных конструкторов. В соответствии с этим проектом лунная экспедиция могла состояться в конце 1970-х годов.

В мае 1974 г. преемник Королева В.П. Мишин, возглавлявший ОКБ-1 (ЦКБЭМ), был отстранен от занимаемой должности. 15 мая 1974 г. принято решение о приостановке работ по проекту, а в 1976г программа высадки на Луну была закрыта совсем. Две подготовленные к пускам ракеты "Н1" (ближайший запуск изделия N8Л намечался на август 1974 г.) были уничтожены.

Одной из главных причин неудачи проекта "Н1-Л3" Главный конструктор ЦКБЭМ (ОКБ-1) В.П. Мишин считает в распылении средств между многими космическими программами (разработка Н-1, УР700 и Р-56 в разных ОКБ, создание кораблей типа 7К (варианты "Союзов"), а так же программы облета УР500К-ЛК1 и УР500К-Л1, работы по автоматическим станциям в КБ Бабакина, множество непрекращающихся военных программ, в том числе программы "Спираль", "Алмаз" и другие. Ограниченное финансирование влекло к экономии на всем, в том числе и на испытательной базе. Из-за ее отсутствия положенные предполетные огневые стендовые испытания собранных ра-кетных блоков не проводилось.

Но, видимо, главной причиной неудачи проекта высадки человека на Луну явилась его чисто престижная направленность, а так же позднее начало работ и мизерное финансирование.

Взамен программы "Н1-Л3М", новый Генеральный конструктор НПО Энергия (ОКБ-1,ЦКБЭМ) В.П. Глушко предложил свою ракету "Энергия" аналогичного класса, способную вывести на орбиту космический корабль многоразового использования. Проиграв гонку к Луне, СССР вновь впрягся в состязание с США, на этот раз по созданию многоразового корабля (с опозданием на 2 года по носителю и на 4 года по многоразовому кораблю). Но это другая история.