Показано с 1 по 33 из 4074

Тема: Русский марш - объясните бестолковому

Древовидный режим

  1. #11
    Незарегистрированный кандидат в Императоры Аватар для Волгарь
    Регистрация
    24.12.2008
    Сообщений
    80,251
    Вес репутации
    2102

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Полковник Посмотреть сообщение
    но самое главное в другом, а именно до Петра в России на иностранцев смотрели как на "убогих"
    М-да... все-таки историю Вы учили давно и в объеме советской школьной программы...

    Простой вопрос: интерес Петра к западным наукам и т.п. развивался в Немецкой Слободке. Кто, когда и зачем ее основал?

    Вопрос посложнее: в каком году появился первый воинский устав на русском языке, переведенный с западных образцов?

    Заметим - это мы берем из "иностранщины" только Западную Европу. Оставляем пока в стороне "греков"-византийцев (видимо, именно как к "убогим" относились на Руси к своим первосвященникам, архитекторам, художникам-"богомазам"... ), не задаем каверзных вопросов вроде "почему на так называемом шлеме Александра Невского есть цитаты из Корана?" и "откуда взялся символ первых русских царей - "шапка Мономаха"?" - и уж точно оставляем в стороне такой вопрос, как "за каким чертом, если иностранцам не было все лучшее, в городе Саратове воевода зимой 1600/01 года изъял у населения весь скот и всю птицу на прокорм зимовавшего в городе персидского посольства?" - исторический факт, можете проверить... "Спецобслуживание" иностранных делегаций в СССР тихо бледнеет по сравнению с тем, что у крестьян и стрельцов того времени зимой отбирали последнюю корову-"кормилицу" для того, чтобы посол со свитой каждый день досыта ели "халяльное" мясо.

    О разнице в жаловании и условиях проживания между русскими ремесленниками (в том числе мастерами) и "выписанными" из разных стран Иваном Грозным иностранными специалистами - можем промолчать, а можем и поговорить, тема интересная.

    Как и об отношении к иностранцам при Алексее Михайловиче что с начала правления (когда в челобитных московский "бунташный люд" и об их льготах упоминал), что в первые годы жизни Петра. Открываем книгу известнейшего русского историка Н.И.Костомарова "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей", читаем:

    Торговые люди тяготились льготами, дарованными иноземцам, особенно англичанам, и в 1646 году подали царю челобитную за множеством подписей торговцев разных городов, представляли, что иноземцы в прошедшее царствование наводнили собою все государство, построили в столице и во многих городах свои дворы, торговали беспошлинно, рассылали своих агентов закупать из первых рук русские произведения, не хотели покупать их от русских торговцев, сговариваясь, назначали на свои товары какую хотели цену и вдобавок насмехались над русскими купцами, говоря: "Мы их заставим торговать одними лаптями". Когда один русский торговый человек, ярославец Лаптев, вздумал было сам поехать за границу с мехами в Амстердам, то у него не купили там ни на один рубль товару. Русские торговцы умоляли царя "не дать им, природным государевым холопам и сиротам, быть от иноверцев в вечной нищете и скудости", запретить всем иноземцам торговать в Московском государстве, кроме одного Архангельска, и также не давать иноземцам на откуп промыслов... Челобитная эта до некоторого времени не имела успеха, что и было одной из причин недовольства против правительства.

    ...

    Spoiler Текст свернут. нажмите + чтобы посмотреть
    новгородцы составили приговор и целовали крест на том, "чтобы всем стать заодно, если государь пошлет на них рать и велит казнить смертью, а денежной казны и хлеба не пропускать за рубеж". Служилые люди, не желавшие приступать к ним, должны были поневоле прилагать руки к такому приговору. Никон пытался смирить мятежников духовным оружием и изрек над ними проклятие. Но это только более озлобило их.

    Spoiler Текст свернут. нажмите + чтобы посмотреть
    а между тем, в ответ на новгородскую челобитную, царь хотя и укорял новгородцев за мятеж и насилия, хотя и замечал, что "он с Божьей помощью знает, как править своим государством", но в то же время удостаивал мятежников объяснений: зачем нужно было отпускать хлеб, доказывал, что невозможно, по их просьбе, запретить продажу хлеба за границу, потому что тогда и шведы не повезут в Московское государство товаров и будет тогда Московскому государству оскудение.

    ...

    Опасения ревнителей старины были не напрасны. Алексей Михайлович, как натура увлекающаяся, способная вполне отдаться тем, кто в данное время был близок его сердцу, подчинился влиянию жены и Матвеева. <...> По желанию царя, Матвеев построил себе большие палаты у Никиты на Столпах и, сообразно своему вкусу, украсил их по-европейски картинами иностранных мастеров и мебелью в европейском вкусе; даже в домовой его церкви иконостас был сделан на итальянский образец. Он не держал взаперти ни своей жены, ни своих родственниц и воспитанниц. В его доме введена была музыка и даже устроен домашний театр, в котором играли немцы и его дворовые люди.

    30 мая 1672 г. родился царевич Петр, будущий русский император. Матвеев и отец царицы Натальи были возведены в звание окольничьих. Царица Наталья получила еще более силы над царем. В противность прежним обычаям, она позволяла себе ездить в открытой карете и показывалась народу, к соблазну ревнителей старины, видевших в подобных явлениях приближение Антихриста. Алексей Михайлович до такой степени изменился, что допускал то, о чем и не смел бы подумать назад тому несколько лет, когда церковные ходы и царские выходы доставляли единственную пищу его врожденной страсти к художественности. Теперь, под влиянием Матвеева и жены, у царя заведен был театр: вызвана была в Москву странствующая немецкая труппа Ягана Готфрида Григори, устроена в Преображенском селе "комедийная хоромина", а потом "комедийная палата" в кремлевском дворце. Это была сцена в виде полукружия, с декорациями, занавесом, оркестром, состоявшим из органа, труб, флейт, скрипки, барабанов и литавров. Царское место было на возвышении, обитое красным сукном; за ним была галерея с решеткой для царского семейства и места в виде полукружия для бояр, а боковые места назначались для прочих зрителей. Директор театра, по царскому приказанию, набирал детей из Новомещанской слободы, заселенной преимущественно малоруссами, и обучал их в особой театральной школе, устроенной в немецкой слободе. Сначала представлялись такие пьесы, которых содержание было взято из Священного Писания. Таковы были: "История Олоферна и Юдифи", комедия о "Навуходоносоре", комедия о "Блудном сыне", о "Грехопадении Адама", об "Иосифе", о "Давиде и Соломоне", "Товия", об "Артаксерксе и Амане", "Алексей Божий человек" и прочие. Комедии эти писались силлабическими виршами; две из них о "Навуходоносоре" и "Блудном сыне" принадлежат перу Симеона Полоцкого, бывшего, так сказать, придворным поэтом и проповедником Алексея Михайловича. Остальные комедии были сочинены малоруссами, как показывает язык. Совесть Алексея Михайловича успокаивалась тем, что его духовник объяснил ему, что и византийские императоры допускали при своем дворе такие увеселения. Мало-помалу молодое театральное искусство стало переходить и к мирским предметам. Так, в числе игранных у Алексея Михайловича пьес, была пьеса "Баязет", которой содержанием была борьба Баязета с Тамерланом. Гордый и самоуверенный Баязет насмехается над своим противником, на сцене происходит сражение. Баязет побежден, заключен в клетку и представлен победителю, сидящему на коне. В отчаянии Баязет разбивает себе голову. Трагический элемент смешан здесь с комическим: на сцену выводится шут, потешающий публику веселыми песнями. В 1675 году театральный вкус развился уже до того, что на сцене давался на масленице балет, главным лицом которого был мифологический Орфей. Царь несколько смущался, когда пришлось допустить пляску с музыкой, да еще с мифологическим сюжетом: плясовая музыка соблазняла его еще более самой пляски, но он потом успокоился, когда ему представили, что при дворах европейских государей употребительны такого рода увеселения. Шаг был важный, если вспомним, что названый Димитрий, между прочими отступлениями от русских обычаев, за музыку и танцы потерял и корону и жизнь.
    http://www.mubiu.ru/ogd/ISTORIA/10/Liter/ZarAM.htm

    Кстати, первый русский император, как ни странно это для Вас будет узнать, не добавил, а урезал льготы иностранцам на русской службе, приравняв их к российским подданным. До него "немцы" не платили податей, имели право самостоятельно варить пиво и "курить вино" (гнать спирт) без ведома казны и т.д. и т.п. - и именно при нем немецкие и прочие "иноземные" слободы лишились автономии и попали в подчинение "бурмистерской палаты".

    Ну так как смотрели на иностранцев до Петра? И кто именно смотрел?

    Как Вам "спецобслуживание" иностранных купцов в государственных масштабах?

    Не как на "убогих" на них смотрели - как на "кровопивцев", еретиков да схизматиков (а то и вообще колдунов да чернокнижников), которых царь-батюшка выше своих единоверцев да верных подданных ставит и привечает... причем смотрели так еще тогда, когда Петра еще и в проекте не было.
    ИМХО. Как всегда - только ИМХО. И не более, чем ИМХО. Но и не менее.

    Люди, живущие в «рашке», живут очень плохо. В отличие от них люди, живущие в России, живут хорошо.

  2. 6 Сказали спасибо Волгарь:

    BWolF (23.10.2011), Valtapan (23.10.2011), Дохляк (24.10.2011), Егорий (23.10.2011), Негра (23.10.2011)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •