ЦПШ были далеко не во всех селениях. В селе, где жили мои предки - не было никакого учебного заведения. Ближайшее (именно ЦПШ!) - в 40 км.
То, что царь-батюшка не заставлял учиться (а, зачастую, препятствовал народному образованию – закон о кухаркиных детях помните?) говорит о его дурости и недальновидности. Которая конкретно для него закончилась подвалом в Ипатьевском доме.
Да, крестьяне, как таковые могли и обойтись 4 классами ЦПШ. Если бы, повторюсь, эти ЦПШ были везде и повсюду. Но их не было. И не учились крестьяне не из лености (хотя и не без того!), а, просто, негде было.
Только, вот, грамотность всеобщая нужна, прежде всего, государству. Его будущему.
Откроем словарь Брокгауза и Ефрона.
1909 год. Только, что Госдумой ( в 1908 году) был отклонён проект закона об обязательном начальном образовании.
Какой уровень грамотности в Российской империи? 21,1%.
А в Германии? 96%
А в Англии? 98% Причём в Англии было запрещено принимать на военную службу неграмотных!
САСШ. Неграмотных среди белого населения – 4,6%. Среди негров – около половины. (лучше чем в России, однако!)
Япония, которой только-только Россия бездарно проиграла войну – всеобщее обязательное начальное образование! Как тут не вспомнить слова Бисмарка: «Франко-прусскую войну 1870 года выиграл немецкий учитель!»
И ещё одна ремарка. Если посмотреть процент грамотных по губерниям, то можно увидеть один характерный штришок. Финляндия – 81% грамотных. В Курляндии, Эстляндии, Лифляндии – около 75% грамотных. А, вот, в граничащей с ними Псковской губернии – 14, 6% грамотеев! О чем это говорит? А о том, как трогательно заботились русские дворяне и интеллигенция об образовании русского же народа!
Результат? А он известен. 1917 год. И получили мы две революции в этом году во многом благодаря безграмотности народа.




Ответить с цитированием