История вопроса
Планы по строительству трубопроводной системы СССР с выходом на Тихий океан зародились не позднее 1970-х годов XX века. В своей книге «Загадка советской нефти» Маршалл Голдман (англ. — Marshall I. Goldman) «The Enigma of Soviet Petroleum» (Allen & Unwin: London, Boston, 1980) приводит карту нефтепроводов СССР, изданную
ЦРУ в
1977 году. На ней Восточный нефтепровод обозначен пунктиром как проектируемый. Идея строительства Восточного нефтепровода вновь стала активно прорабатываться с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «
ЮКОС» — в то время, правда, речь шла о строительстве экспортного нефтепровода в Китай.
В декабре
1999 глава НК ЮКОС
Михаил Ходорковский провёл переговоры с
Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) по поводу строительства нефтепровода из России в Китай.
17 июля 2001 премьер-министр России Михаил Касьянов и
председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение «Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования нефтепровода Россия-Китай» (
Ангарск-
Дацин).
За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.
2 апреля 2002 «
Транснефть» представила альтернативный проект нефтепровода из Ангарска в
Находку. Его поддержал премьер-министр Японии
Дзюнъитиро Коидзуми.
В мае
2003 проекты объединили под общим названием «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО): было предложено направить основную нитку из Ангарска на Находку с ответвлением на Дацин.
27 июля, однако, экологическая комиссия Минприроды дала отрицательное заключение по проекту.
Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения
правительства Российской Федерации от 31 декабря
2004 № 1737-р.
По проекту, разработанному государственной компанией «
Транснефть», нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан мощностью 80 млн т нефти в год должен пройти из Тайшета (
Иркутская область) севернее озера
Байкал через
Сковородино (
Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмина (
Приморский край (ранее конечная точка планировалась в бухте Перевозная).
Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай (строительство данного участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году).. Также имеются планы строительства нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода.
Трубу предполагается строить в два этапа — на первом будет проведён нефтепровод от Тайшета до Сковородино с одновременным строительством терминала на побережье Тихого океана, куда нефть на первых порах будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке «
Транснефти», строительство должно было обойтись в $11,5 млрд, первый этап до Сковородино — в $6,6 млрд. По первоначальному графику строительства первый участок нефтепровода должен был сдаваться 1 ноября 2008 года. В феврале 2008 года дата сдачи первого участка нефтепровода была перенесена на декабрь 2009 года.
Протяжённость первой части ВСТО — 2,694 тыс. км. Трассы прокладываются навстречу друг другу из Тайшета и Сковородино. Соединение трубопроводов должно состояться в районе
Ленска. Из Сковородино нефть будет поставляться в Китай по трубопроводу и на тихоокеанское побережье — по железной дороге.
В феврале 2007 в меморандуме перед размещением еврооблигаций «Транснефть» резко подняла ожидаемые затраты на реализацию проекта строительства трубопровода. Затраты на строительство первого этапа (Тайшет — Сковородино) мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмина (Тихий океан) были оценены уже в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счёт китайской нефтяной компании
CNPC, строительство ответвления протяжённостью 1030 км планируется завершить в 2008 году.
Дополнительно к нефтяной «трубе», по словам президента «Транснефти»
Семёна Вайнштока, обсуждается совместно с «
Газпромом» возможность прокладки параллельно
газопровода, ориентированного на экспорт природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.