Термин «телемедицина», введённый R. Mark в
1974 году (по другим данным, это сделал ThomasBird в
1970 году), объединяет множество телекоммуникационных и информационных методов, применяемых в
здравоохранении, а также их разнообразные клинические приложения. Существует несколько десятков определений телемедицины, отличающихся как по степени детализации её характеристик, так и по содержанию включаемых в неё технологий и направлений.
Системообразующий принцип телемедицины: один из терминалов (целевых точек) системы телемедицины
обязательно должен быть пациент.
Н. Браун (руководитель телемедицинского проекта в Портлендском, Орегон, исследовательском центре) определяет телемедицину как использование телекоммуникаций для предоставления медицинской информации и услуг, как «нечто среднее» между простым обсуждением клинического случая двумя врачами по
телефону, и проведением интерактивной видео-консультации между медицинскими центрами разных стран с использованием
спутниковой связи.
ВОЗ в
1997 году ввела несколько более широкое понятие — медицинская
телематика, означающий деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленные на содействие развитию здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины.
Есть такое определение: «Телемедицина — направление медицины, основанное на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных технологий для адресного обмена медицинской информацией между специалистами с целью повышения качества и доступности диагностики и лечения конкретных пациентов». Ряд других определений телемедицины в основных элементах сходны.