Р-30 / 3М30 Булава - SS-NX-30
ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-30 / 3К30 / Б-30 "Булава", ракета Р-30 / 3М30 / РСМ-56 "Булава-30" / "Булава-М" - SS-NX-30

Пуск ракеты 3М30 "Булава" с ПЛАРБ пр.941УМ. Вероятно, старт 27.09.2005 г. (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении".)
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов. По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г. В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема "Барк" ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 г., вероятно, велось проектирование - в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ 3М30 защищен в 2000 г.
24 мая 2004 г. в Воткинске при огневых испытаниях РДТТ одной из ступеней произошел взрыв. Летные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской" в Баренцевом море 23 сентября 2004 г. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. Производство БРПЛ развернуто на Воткинском машиностроительном заводе. 29 июня 2007 г. принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР "Тополь-М" и имеет много общего с этой ракетой. Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 г., потом в 2009 г., но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 г.г. (по прогнозу первой половины 2010 г.)
Траектория полета - настильная с сокращенным активным участком. В 2009-2010 г.г. (по состоянию на конец 2008 г.) планировалось провести испытания на максимальную дальность и по специальной траектории. По умолчанию данные ракеты 3М30 "Булава-30".

Вероятно, погрузка макета БРПЛ "Булава" на ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий", Северодвинск, осень 2009 г.
Пусковая установка - тип старта - сухой, пуск производится из ТПК с помощью порохового аккумулятора давления. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя.
Глубина запуска - до 50-55 м
Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс, 149-й отдел КБ-2 ГРЦ). Проектирование систем управления, электропитания, вычислительных средств и средств централизованного управления комплексом велось 147-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева. Системы геодезической топопривязки и прицеливания комплекса разработаны 50-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева, а системы защиты комплекса - 127-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева.
Ракета 3М30 "Булава":
Количество ступеней - 3 (третья ступень - маневрирующая для разведения РГЧ с отделяющимся после завершения работы двигателем).
Система управления - инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30 с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а т ак же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. Система астрокоррекции разработана и производится ОАО "НПП "Геофизика-Космос" (г.Москва) совместно с ФГУП "НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова" и ФГУП "НПЦ АП им.Н.А.Пилюгина". Система астрокоррекции включает в себя изделия 35И и 36И, которые поставлялись производителю ракет для испытательных партий в т.ч. в 2007 и 2008 г.г. Производственные возможности по системам астрокоррекции 3Н30 для БРПЛ на 2007-2008 г.г. - 25 шт/год. Стоимость подготовки серийного производства (2008 г.) блоков 3Н30 - 18.1 млн.руб. В 2007 г. НПП "Геофизика-Космос" за счет финансирования из Инвестиционного фонда федерального бюджета ФГУП "МИТ" начал подготовку производственных мощностей, а в 2008 г. начата подготовка производства блоков 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.
[IGAUCHE]http://s60.radikal.ru/i170/1007/3c/7b143e008712.jpg[/IGAUCHE] Гипотетические проекции ракеты 3М30 "Булава" (с) 2010
"Булава-47" по западным данным корректирует свой полет с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несет боевые блоки с активными РЛ ГСН. Данные неподтвержденные и вызывают некоторые сомнения.
Двигатели:
- 1 ступень - РДТТ, производство НПО "Искра" (г.Пермь), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"), первое безсопловое испытание прототипа двигателя - 1999 г. (??). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Длина - 3.8 м (??)
Масса - 18.6 т (??)
- 2 ступень - РДТТ с раздвижным соплом, производство НПО "Искра" (г.Пермь), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"). Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
- 3 ступень - РДТТ с раздвижным соплом, производство НПО "Искра" (г.Пермь). Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
- ступень разведения боевых блоков ("автобус") - вероятно, ЖРД или многокамерный РДТТ.
Длина ТПК - 12.1 м
Длина ракеты без ТПК - 11.5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера - 2.1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м
Масса - 36.8 т
Масса забрасываемая - 1150 кг
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) - 95 кг (по западным данным)
Дальность действия:
- 5500 км (в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка)
- 8000 км (по проекту, "Булава-30")
- 8300 км (по западным данным)
Время полета - 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка), 22 мин по др.данным
КВО:
- 350 м (западные данные)
- менее 250 м (по данным некоторых отечественных СМИ)
Высота апогея траектории в ходе испытаний - 1000 км
Возможности промышленности по серийному выпуску - до 25 шт/год (оценочно)
Типы БЧ: ракета оснащается средствами преодоления ПРО. Вероятно, в ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром.
Вероятно, маневрирующие боевые блоки малой мощности находятся либо в разработке либо в стадии испытаний. Управление - вероятно, газодинамическое. Маневр по курсу и высоте полета осуществляется в атмосфере.
- 3М30 "Булава-30" (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;
- 3М30 "Булава-30" (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт;
- 3М30 "Булава-30" (вариант по западным данным) - 1 х маневрирующая БЧ мощностью 550-1000 кт;
- "Булава-30" / "Булава-47" - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;
- "Булава-47" - 3 х маневрирующих РГЧ ИН мощностью 1-5 кт по одним и до 150 кт по др.данным.
Модификации:
Комплекс Д-30, ракета Р-30 "Булава-30" - базовый вариант БРПЛ.
Ракета "Булава-47" - тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН (западные данные).
Масса - 47 тонн
Ракета "Булава-М" - модернизированный вариант ракеты Р-30 "Булава-30", планируется к установке на ПЛАРБ пр.955У / 955М.
Носители:
- ПЛАРБ пр.941УМ TYPHOONE ТК-208 "Дмитрий Донской" - 1 пусковая шахта БРПЛ "Булава".
- ПЛАРБ пр.955 "Борей" - 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии пр.955А, строится серия из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами "Булава-М". По состоянию на 2010 г. испытания проходит первая ПЛАРБ серии пр.955А "ЮрийДолгорукий". Пуски с ПЛАРБ по состоянию на 25.07.2010 г. не производились, погрузки макетов БРПЛ производились.
Статус: Россия
- 2004 г. 24 мая - при огневых испытаниях двигателя одной из ступеней на Воткинском машиностроительном заводе произошел взрыв.
- 2007 г. до начала апреля - комплект стартового оборудования для штатного носителя - ПЛАРБ пр.955 произведен ГРЦ им.Макеева и предприятиями-смежниками и поставлен на ПО "Севмаш" для монтажа на ПЛАРБ "Юрий Долгорукий".
- 2007-2009 г.г. - ГРЦ им.Макеева проводило работы по теме НИР Б-30. В частности испытания узлов и агрегатов изделий на вакуумно-динамическом стенде.
- 2008 г. - НПП "Геофизика-Космос" начало производство блоков астрокоррекции 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.
- 2009 г. июль - директор МИТ Ю.Соломонов подал в отставку с поста директора МИТ, но остался главным конструктором системы "Булава".

- 2009 г. 9 декабря - атмосферное явление появившееся в результате неудачного пуска БРПЛ "Булава" получило название Норвежской спиральной аномалии.

Норвежская спиральная аномалия. 09.12.2009 г. (http://ljplus.ru)
- 2010 г. 21 мая - министр обороны А.Сердюков заявил, что планируется к ноябрю 2010 г. собрать три полностью идентичных по процессу сборки и комплектации образца ракет "Булава" для проведения испытаний на предмет поиска неисправности. В случае успешных испытаний планируется произвести два испытательный пуска со штатного носителя - ПЛАРБ пр.955.
- 2010 г. 16 июля - источник в Главном штабе ВМФ России сообщил о планах возобновить испытания "Булавы" в августе 2010 г. Якобы планируется произвести три запуска - два с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ и в случае успешных пусков третий запуск предполагается с ПЛАРБ пр.955.