РПКСН - Проект 955 "Борей"
2 ноября 1996 г. в Северодвинске состоялась закладка первой (как в России, так и в мире) атомной ракетной подводной лодки 4-го поколения. Новый подводный крейсер стратегического назначения получил имя “Юрий Долгорукий”, традиционное для русских боевых кораблей 1-го ранга.
Исследования облика ракетной подводной лодки 4-го поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка корабля 955-го проекта (шифр “Борей”) началась в ЦКБ “Рубин” под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 1980-х годов. К тому времени обстановка в мире изменилась. Это наложило свой отпечаток и на облик перспективного атомохода. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки “Акулы”, вернувшись к “классической” схеме подводной лодки с одним прочным корпусом.
Согласно первоначальным планам лодку предполагалось вооружить ракетным комплексом, разработанным “макеевской” фирмой. Мощные твердотопливные ракеты с РГЧ должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, позволяющей существенно повысить точность стрельбы.
Однако серия неудачных испытательных пусков модернизированной ракеты заставила пересмотреть состав ракетного вооружения “Юрия Долгорукого”. В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), ранее специализировавшемся на создании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (“Пионер”, “Тополь”, “Курьер”, “Тополь-М”), а также противолодочных ракетных систем (“Медведка”) началась разработка новой ракетной системы “Булава-30” с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой, оснащенной РГЧ. По сообщению печати, комплекс должен существенно превосходить американский аналог - “Трайдент” - по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.
Новая морская ракета в значительной степени унифицирована с межконтинентальной ракетой наземного базирования “Тополь-М”, однако не является (как писал ряд средств массовой информации) ее прямой модификацией, различия в особенностях морского и наземного базирования не позволяют без существенного снижения боевых характеристик комплекса создать универсальную ракету, в одинаковой степени удовлетворяющую требованиям как ВМФ, так и РВСН.
Касаясь перспектив развития ракетно-ядерного оружия России, Главком РВСН Владимир Яковлев заявил, что в перспективе могут быть реализованы методы противодействия средствам ПРО, предусматривающие качественное совершенствование боевого оснащения стратегических баллистических ракет на основе разработки маневрирующих боевых блоков, перспективных боевых блоков и средств противодействия ПРО, малозаметных в радиолокационном и оптическом диапазонах длин волн, а также планирующих боевых блоков. Очевидно, подобные подходы будут применены и при совершенствовании российских баллистических ракет морского базирования.
Для обеспечения боевой устойчивости и самообороны АПЛ проекта 955 имеет 4 533-мм торпедных аппарата в носовой части (боезапас 12-16 торпед или противолодочных управляемых ракеты). Кроме того, лодка оснащена комплексом средств обнаружения, целеуказания и акустического противодействия.
Важнейшими условиями решения задачи ядерного сдерживания являются надежное управление и высокая выживаемость в боевых условиях стратегических подводных ракетоносцев. Поэтому параллельно с созданием новых кораблей ведутся работы и по совершенствованию автоматизированной системы связи и боевого управления.
Надежное управление в боевых условиях должна обеспечить автоматизированная система боевого управления типа "Омнибус" и гидроакустический комплекс типа "Скат" (гидроакустическая система с носовой выпускной цилиндрической и бортовыми стационарными антеннами, а также гибкая протяженная буксируемая антенна).
Информация о конструкционных особенностях ПЛАРБ проекта 955, приводимая в открытой печати, носит весьма фрагментарный и зачастую противоречивый характер. Однако определенное представление об “идеологии”, положенной в основу создания “Юрия Долгорукого”, можно составить на основе публикаций ведущих специалистов отечественного подводного кораблестроения, а также ряда видных аналитиков ВМФ.
Последние достижения в создании оружия и корабельных радиоэлектронных средств, резкое снижение их массогабаритных характеристик, позволяют в настоящее время реализовать идею создания различных типов подводных кораблей на основе единой базовой модели, когда отсеки и оконечности ПЛ, главная энергетическая установка и основные общекорабельные системы выполнены практически одинаковыми, а отличия заключаются, в основном, в целевых модулях главного оружия. Такой подход ставит перед конструкторами ряд сложных задач, особенно при поиске компромиссов между различными классами подводных лодок, а также при достижении заданных кораблестроительных характеристик. В то же время метод базовой модели создает объективные условия, позволяющие существенно упростить всю инфраструктуру базирования подводных лодок, сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта, упростить и удешевить строительство подводных лодок, облегчить освоение кораблей их экипажами.
Можно предположить, что при создании российских атомных подводных лодок 4-го поколения - “Северодвинска” и “Юрия Долгорукого” была предпринята попытка реализации метода базовой модели. Во всяком случае, уровень унификации двух этих кораблей должен быть значительно выше, чем на атомоходах предшествующих поколений.
В отечественной печати сообщалось, что ПЛАРБ проекта 955 “станет самой малошумной атомной подводной лодкой в мире”. Это, безусловно, потребует реализации в конструкции корабля ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля.
Сообщалось, что подводный крейсер проекта 955 планируется оснастить всплывающей спасательной камерой, способной вмещать весь экипаж (более 100 человек).
Предполагаемая характеристика РПКСН проекта 955:
Энергетическая установка:
Водоизмещение:
Вооружение:
Misantrop (28.11.2010)
Многоцелевые подводные лодки 4-го поколения проекта 885
В 1977 году в СССР, практически одновременно с США, начались работы по формированию облика атомных подводных лодок 4-го поколения. Планы строительства новых кораблей были заложены в очередную программу военного кораблестроения, принятую в 1985 году. Первоначально предполагалось создание нескольких типов нестратегических АПЛ (противолодочная, многоцелевая, “противоавианосная” и т. п.). Однако в дальнейшем было решено ограничиться постройкой единой многоцелевой АПЛ, способной решать максимально широкий круг боевых задач.
К непосредственному проектированию многоцелевой атомной подводной лодки Ленинградское (позднее — Санкт-Петербургское) МБМ “Малахит” приступило в конце 1980-х годов. Главным конструктором АПЛ стал Б.Н. Пядов.
Основным оружием новой подводной лодки, в соответствии с первоначальными планами, должен был стать противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс “Оникс”, разрабатывавшийся с середины 1980-х годов НПО машиностроения под руководством генерального конструктора ГА. Ефремова.
Текст свернут. нажмите + чтобы посмотреть
Misantrop (28.11.2010)
Misantrop (28.11.2010)
Российский авианосец – мечта становится былью?
Вопрос о перспективах создания полноценных авианосных сил остается одним из наиболее важных в части, касающейся обсуждения основных направлений военно-морского строительства отечественного ВМФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Будущие российские авианосцы – это не просто дань моде или тема для интересной и жаркой дискуссии. Авианосные силы – это жизненно необходимый атрибут, без которого российский Военно-морской флот по большому счету так никогда в Мировой океан по-настоящему и не вернется.
«ОСНОВЫ» ТРЕБУЮТ
Примечательно, что в этом году «стукнуло» ровно 10 лет с того дня, как была президентом РФ была утверждена своеобразная, как модно сегодня говорить, «дорожная карта» в области военно-морского строительства нашего государства – «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». Именно в этом документе фактически впервые открыто, четко и ясно была провозглашена необходимость наличия в боевом составе ВМФ РФ кораблей класса «авианосец». Так, в разделе «Меры по реализации приоритетных направлений политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» специально оговаривается вопрос о «поддержании в боевой готовности и совершенствовании морской техники и вооружения, включая... строительство... надводных кораблей, в т.ч. авианосцев, с повышенными боевыми возможностями, оснащенных... эффективными авиационными комплексами различного назначения».
Впрочем, недостаток средств даже для постройки куда более «мелких» корветов, фрегатов и неатомных подлодок длительное время не позволял ни командованию российского ВМФ, ни отечественному ОПК с должной внимательностью подойти к решению вопроса о проектировании и постройке авианосцев, а также организации авианосных соединений и разработке тактики их применения в целом. С другой стороны, понимание того, что авианосцы нам необходимы – если уж не открыто, то в кулуарах, – выражало большинство высшего командного состава ВМФ России. Обсуждалась даже возможность запуска отдельной федеральной целевой программы, предусматривавшей проведение комплексных работ по созданию в отечественном флоте авианосных соединений, впрочем – в реальности она так и не появилась.
Ситуация изменилась относительно недавно – когда, поднявшись на волне многомиллиардных доходов от экспорта, российское правительство стало вливать в Вооруженные силы и отечественный оборонно-промышленный комплекс весьма значительные суммы. В конечном итоге в мае 2007 года на базе санкт-петербургского 1-го ЦНИИ МО РФ под непосредственным руководством тогдашнего Главкома ВМФ РФ адмирала флота Владимира Масорина прошло совещание руководителей учреждений научного комплекса ВМФ РФ, в рамках которого проходило обсуждение необходимости и возможности постройки в стране авианосцев. На совещании, в частности, было подчеркнуто: наличие авианосца в составе отечественного флота – «полностью обоснованная с теоретической, научной и практической точек зрения необходимость».
А уже через месяц Владимир Масорин заявил, что на основе глубокой, всесторонней и тщательной проработки вопроса о перспективных направлениям военно-морского строительства сделан однозначный вывод о необходимости ввода в боевой состав ВМФ РФ авианосцев нового типа – до шести кораблей в течение ближайших 20–30 лет.
«Сейчас идет разработка облика будущего авианосца при активном участии науки и промышленности. Однако уже ясно, что это будет атомный авианосец водоизмещением порядка 50 тыс. тонн, – заявил адмирал флота Масорин. – Мы предполагаем, что на нем будут базироваться порядка 30 летательных аппаратов – самолетов и вертолетов. Громады, которые строят ВМС США, с базированием до 100–130 самолетов и вертолетов, мы строить не будем».
Вскоре, правда, Владимир Масорин был отправлен в отставку – «по возрасту», его место занял адмирал Владимир Высоцкий, а разговоры об авианосцах на некоторое время оказались в тени «грандиозной» программы закупки четырех десантно-командных кораблей типа «Мистраль», тянущей на пару миллиардов евро.
Авианосная тема вновь «вернулась к зрителю» в феврале 2010 года, когда в рамках проводившейся конференции, посвященной 100-летнему юбилею Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова, были подняты вопросы о перспективах развития авианосных сил российского ВМФ. После конференции Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий сообщил о том, что, согласно разработанному и утвержденному плану, к концу 2010 года Невское ПКБ, разработчик всех советских авианесущих кораблей, должно представить технический проект будущего авианосца – с основными тактико-техническими элементами.
Обнадеживающие заявления, которые, однако, скрывают под собой целую гамму вопросов и пока так и не разрешенных проблем, от которых будет зависеть успех «всей операции», одними из важнейших среди которых являются:
- – выбор схемы самого авианосца;
- – определение состава корабельной авиагруппы;
- – создание соответствующей системы базирования новых кораблей и организация процесса подготовки летчиков палубной авиации.
Текст свернут. нажмите + чтобы посмотреть
Российский авианосец – мечта становится былью?
Вопрос о перспективах создания полноценных авианосных сил остается одним из наиболее важных в части, касающейся обсуждения основных направлений военно-морского строительства отечественного ВМФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Будущие российские авианосцы – это не просто дань моде или тема для интересной и жаркой дискуссии. Авианосные силы – это жизненно необходимый атрибут, без которого российский Военно-морской флот по большому счету так никогда в Мировой океан по-настоящему и не вернется.
«ОСНОВЫ» ТРЕБУЮТ
Примечательно, что в этом году «стукнуло» ровно 10 лет с того дня, как была президентом РФ была утверждена своеобразная, как модно сегодня говорить, «дорожная карта» в области военно-морского строительства нашего государства – «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». Именно в этом документе фактически впервые открыто, четко и ясно была провозглашена необходимость наличия в боевом составе ВМФ РФ кораблей класса «авианосец». Так, в разделе «Меры по реализации приоритетных направлений политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» специально оговаривается вопрос о «поддержании в боевой готовности и совершенствовании морской техники и вооружения, включая... строительство... надводных кораблей, в т.ч. авианосцев, с повышенными боевыми возможностями, оснащенных... эффективными авиационными комплексами различного назначения».
Впрочем, недостаток средств даже для постройки куда более «мелких» корветов, фрегатов и неатомных подлодок длительное время не позволял ни командованию российского ВМФ, ни отечественному ОПК с должной внимательностью подойти к решению вопроса о проектировании и постройке авианосцев, а также организации авианосных соединений и разработке тактики их применения в целом. С другой стороны, понимание того, что авианосцы нам необходимы – если уж не открыто, то в кулуарах, – выражало большинство высшего командного состава ВМФ России. Обсуждалась даже возможность запуска отдельной федеральной целевой программы, предусматривавшей проведение комплексных работ по созданию в отечественном флоте авианосных соединений, впрочем – в реальности она так и не появилась.
Ситуация изменилась относительно недавно – когда, поднявшись на волне многомиллиардных доходов от экспорта, российское правительство стало вливать в Вооруженные силы и отечественный оборонно-промышленный комплекс весьма значительные суммы. В конечном итоге в мае 2007 года на базе санкт-петербургского 1-го ЦНИИ МО РФ под непосредственным руководством тогдашнего Главкома ВМФ РФ адмирала флота Владимира Масорина прошло совещание руководителей учреждений научного комплекса ВМФ РФ, в рамках которого проходило обсуждение необходимости и возможности постройки в стране авианосцев. На совещании, в частности, было подчеркнуто: наличие авианосца в составе отечественного флота – «полностью обоснованная с теоретической, научной и практической точек зрения необходимость».
А уже через месяц Владимир Масорин заявил, что на основе глубокой, всесторонней и тщательной проработки вопроса о перспективных направлениям военно-морского строительства сделан однозначный вывод о необходимости ввода в боевой состав ВМФ РФ авианосцев нового типа – до шести кораблей в течение ближайших 20–30 лет.
«Сейчас идет разработка облика будущего авианосца при активном участии науки и промышленности. Однако уже ясно, что это будет атомный авианосец водоизмещением порядка 50 тыс. тонн, – заявил адмирал флота Масорин. – Мы предполагаем, что на нем будут базироваться порядка 30 летательных аппаратов – самолетов и вертолетов. Громады, которые строят ВМС США, с базированием до 100–130 самолетов и вертолетов, мы строить не будем».
Вскоре, правда, Владимир Масорин был отправлен в отставку – «по возрасту», его место занял адмирал Владимир Высоцкий, а разговоры об авианосцах на некоторое время оказались в тени «грандиозной» программы закупки четырех десантно-командных кораблей типа «Мистраль», тянущей на пару миллиардов евро.
Авианосная тема вновь «вернулась к зрителю» в феврале 2010 года, когда в рамках проводившейся конференции, посвященной 100-летнему юбилею Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова, были подняты вопросы о перспективах развития авианосных сил российского ВМФ. После конференции Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий сообщил о том, что, согласно разработанному и утвержденному плану, к концу 2010 года Невское ПКБ, разработчик всех советских авианесущих кораблей, должно представить технический проект будущего авианосца – с основными тактико-техническими элементами.
Обнадеживающие заявления, которые, однако, скрывают под собой целую гамму вопросов и пока так и не разрешенных проблем, от которых будет зависеть успех «всей операции», одними из важнейших среди которых являются:
- – выбор схемы самого авианосца;
- – определение состава корабельной авиагруппы;
- – создание соответствующей системы базирования новых кораблей и организация процесса подготовки летчиков палубной авиации.
Текст свернут. нажмите + чтобы посмотреть
Авианосная линия Советского Союза
Рассказчиком является главный конструктор Невского Проектно-Конструкторского Бюро
Морин Аркадий Борисович. Ныне руководителю музея ПКБ, а раньше он был Главным конструктором аванпроекта атомного авианосца (когда-то НПКБ проектировало артиллерийские крейсера 68 (БИС) проекта).
История советских авианосцев началась давно, начиная с проекта Больших Противолодочных Крейсеров 1123. Этот проект появился в конце 50-х как ответ на создание в США подводных лодок типа Джордж Вашингтон. Была проделана большая работа в итоге разработали несколько вариантов:
![]()
С боковой палубой на три вертолета
![]()
С двухуровневой палубой
![]()
Катамаран
Но в итоге получился корабль таким как мы его все видели в Севастополе:
![]()
Водоизмещение
стандартное 11920 т.,
полное 15280 т.
Размерения 189.0/176.0x34.0x7.5/7.7 м
Воружение
14 вертолетов (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25ЦУ и 1 Ка-25ПС),
РПК-1 "Вихрь",
2 РБУ-6000,
2 x 5 533мм ПТА-53-1123,
ЗРК М-11 "Шторм",
2x2 57 мм ЗИФ-72 (АК-725)
Механизмы
2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котла КВН-95/64, мощность ГЭУ 90000 л.с. 2 винта
Скорость полного хода 28,5 узлов.
Дальность плавания около 9000 миль
Экипаж 130 офицеров, 160 старшин и 410 матросов
Было построено два таких крейсера - МОСКВА и ЛЕНИНГРАД (базирование на Севастополь) и третий (КИЕВ) был разобран в связи с решением строить более мощные корабли - проект 1143.
БПК 1123 ЛЕНИНГРАД в Гаване.
Противолодочный крейсер "Ленинград" и крейсер американского 6-го флота "Спрингфилд". Средиземное море, февраль 1972 года.
(продолжение)
Первые три корпуса проекта 1143 (КИЕВ, МИНСК, НОВОРОССИЙСК) были с небольшими изменениями, четвертый (БАКУ) уже отличался от них.
Первые три корабля имели следующие характеристики
Водоизмещение:
полное 41370,
стандартное 30530 т;
длина 273,1 м,
ширина по ватерлинии 31 м,
наибольшая 49,2 м).
Мощность ПТУ 4x45000 л.с.;
скорость хода:
максимальная 32.5 узла,
экономическая 18,3 узла;
дальность плавания экономическим ходом 8000 миль.
Вооружение:
4х2 ПУ ПКРК "Ураган-1143",
2x2 ПУ ЗРК "Шторм" (96 ракет),
2x2 ПУ ЗРК "Оса-М",
2х2-76-мм АК-726
8х6-30-мм АК-630 орудий,
2х12 РБУ-6000,
2х5 533 мм ТА,
2х2ПУ РПК "Вихрь",
22 ЛАК - самолетов Як-38 и вертолетов Ка-27.
Экипаж 1433 человека, со штабом 1483 человека.
КИЕВ
КИЕВ и МИНСК в Средиземном море - март 1979 года.
Первые полеты самолетов ЯК-36М с палубы крейсера "Киев", апрель 1975 года
КИЕВ на полном ходу
![]()
(продолжение)
БАКУ
(с 4 октября 1990 года - "Адмирал Флота Советского Союза Горшков")
Водоизмещение:
полное 44490,
стандартное 33440 т;
длина 273,08 м,
ширина по ватерлинии 31 м,
наибольшая 52,9 м).
Мощность ПТУ 4х50500 л.с.;
скорость хода:
максимальная 32.5 узла,
экономическая 18,2 узла;
дальность плавания экономическим ходом 7590 миль.
Вооружение:
6х2 ПУ ПКРК "Базальт" (24 ракеты),
4х6 ПУ ЗРК "Кинжал" (192 ракеты),
2х1 100-мм АК-100
8х6 30-мм АК-630М орудий,
2х10 РБУ-12000,
16 самолетов Як-38,
19 вертолетов Ка-27 и 3 Ка-25.
Экипаж
1615 человек, со штабом 1665 человек.
Стрельба из РБУ-12000 ("Удав") во время испытаний ТАКР "Баку", 1987 год
Пуск зенитной ракеты "Кинжал" с ТАКР "Баку" во время испытаний, 1987 год
(продолжение)
В ходе официального визита в Индию президента РФ Владимира Путина в октябре 2000 года было подписано межправительственное соглашение о передаче Индии тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" в дар с последующим ремонтом и переоборудованием.
20 января 2004 года в ходе официального визита в Индию министра обороны РФ Сергея Иванова был подписан контракт ФГУП "Рособоронэкспорт" с индийской стороной о ремонте и переоборудовании ТАВКР "Адмирал Горшков" в авианосец для их ВМС.
Индийский авианосец "Викрамадитья" в процессе достройки (Северодвинск), 2009
(продолжение)
О следующем авианосце - "Николай Кузнецов" написано на предыдущей странице.
Вслед за ним должен был войти в строй однотипный с ним "Варяг", на котором уже должны были базироваться самолеты даоьнего радиолокационного обнаружения Як-44.
"Варяг" не был дострое и был продан Украиной Китаю. Есть все основания предполагать что Китай не превратит его в музеи (как то он сделал с КИЕВ-ом и МИНСК-ом), а достроит его до состояния своего авианосца...
ТАКР "Варяг" буксируется через пролив Босфор в Китай, 1 ноября 2001 года
Тяжелый авианесущий крейсер "Варяг" в Даляне, Китай, апрель 2010 года
(продолжение)
Начали строить и 1143.7 с атомной силовой установкой – "Ульяновск", но ……
Заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 107), но 1 ноября 1991 года снят со строительства, исключен из списков кораблей ВМФ. 4 февраля 1992 года кабинет министров Украины издал распоряжение № 69-р, предписывающее крейсер на "0" стапеле утилизовать, разобрав на металлолом.
Металлолом экспортировали в 1994-1995 годах.
Строительство прекращено при 20% технической готовности.
Водоизмещение:
полное 75 000,
стандартное 65 000 т;
длина 320 м,
ширина 40 м (полетной палубы 72 м),
осадка 12 м.
Мощность 4x50 000 л.с.
скорость хода максимальная 30 уз.
Вооружение:
16 ПУ ПКРК "Гранит",
4x6 ПУ ЗРК СМ-9,
8 ПУ "Кортик",
8x6 30-мм орудий АК-630М,
60 самолетов и вертолетов,
2 катапульты.
ТАКР "Ульяновск" на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, начало 1990-х годов
![]()
![]()
![]()
(продолжение)
Был и еще проект атомного авианосца проекта 1153. Он разрабатывался в 70х годах. На вооружении должен был иметь МиГ-23А и Су-25
![]()
Интересный проект – это "Иван Тарава" или УДК проекта 11780. Были сделаны эскизный и технический проекты, но рассмотрение тех проекта не было закончено, потому что появились трудности с определением места постройки. Все заводы настолько были заняты с выполнением программ военного кораблестроения и транспортного судостроения, что места для УДК не нашлось
![]()
Существовал также проект относительно дешевого авианосца под самолеты Як-141
![]()
![]()
![]()
Misantrop (28.11.2010)
На прошлой странице в статье "Авианосная линия Советского Союза" (начальный пост N921) упоминалось что бывший наш "Варяг" (однотипный "Адмиралу Кузнецову") перестраивается в полноценный китайский авианосец. Вот очередные фотографии, подтверждающие этот тезис.
Верфи Даляна. 18 августа 2010.
![]()
Тяжелый атомный
подводный ракетный крейсер стратегического назначения
проект 941 - АКУЛА
История проекта: В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, в ответ на создание в СССР комплекса Delta) началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердо-топливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р, находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.
Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер — проект 941, шифр «Акула» (по классификации НАТО-“Typhoon”) — было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н.Левашов. Однако с учетом того, что в составе ВМФ СССР уже имелось 43 ПЛАРБ с МБР, создание новой стратегической ядерной системы морских МБР, как кажется сегодня, было явным излишеством.
Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой (комплекс Д-11) на твердом топливе, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердо-топливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем - газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.
Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.
Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений.
ПЛАРБ пр.941 оснащена пусковым ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных трёхступенчатых твердотопливных ракет РСМ-52 (Р-39), разработки КБ Макеева. Два ряда пусковых ракетных шахт расположены перед надстройкой между прочными корпусами. Каждая ракета несёт разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками индивидуального наведения мощностью 100 килотонн каждая. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Дальность пуска - 8,300 (по др. данным - до 10000) км вероятное отклонение - 500 м. Масса ракеты - 84 000 кг. Натовское обозначение ракеты SS-N-20 Sturgeon ("осетр"). При проектировании на ПЛ предусматривалось размещение боекомплекта в 24 ракеты, однако Главнокомандующий ВМФ, адмирал Советского Союза С.Г. Горшков решил ограничится 20 ракетами.
Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.
Старт всего боекомплекта осуществляется одним залпом, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения. Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки. Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты. Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.
По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр - 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.
Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение ТА, устройства быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус.
Вооружение состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, В качестве боеприпасов могут применяться практически все типы торпед и ракето-торпед данного калибра. Боекомплект состоит из более чем 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР "Водопад" и ракето-торпед “Шквал”. Также ТА могут применяться для постановки мин. Кроме того, для защиты в надводном положении от низколетящих целей имеются 2 контейнера для хранения ПЗРК “Игла” (один располагался в кормовой части ограждения выдвижных устройств, а второй – в надстройке за носовым аварийным буем). В за*рубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодок 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.
Внизу, под торпедным отсеком, находится антенна ГАК. Позади шахт, над главными корпусами в диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен прочный модуль, состоящий из двух отсеков - ГКП и отсек радиотехнического вооружения. В корме, между главными корпусами, расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на ПЛАРБ - 19 отсеков. Такое оригинальное "катамаранное" конструктивное решение продиктовано, в основном, невозможностью "вписать" в прочный корпус ракетные шахты, поскольку размеры БР перешагнули все мыслимые пределы. Достаточно сказать, что их стартовый вес составил более 9О т. Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля.
Главная энергетическая установка лодки состоит из двух эшелонов - по одному в каждом главном корпусе. В каждый эшелон входит водо-водяной реактор на тепловых нейтронах ОК-650 (аналогичный устанавливаемым на атомных ледоколах типа "Сибирь") и "турбозубчатый" агрегат мощностью 45000 л.с. На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля. АЭУ оснащается системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически приводиться в действие при исчезновении электропитания. На компенсирующие органы установлен механизм “самохода”, который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики, что обеспечивает полное “глушение” реактора. Импульсная аппаратура позволяет контролировать состояние реактора при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии.
У корабля развитое кормовое оперение, причем горизонтальные рули размещены непосредственно за винтами. Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт. АПЛ оснащена подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.
При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах (лодка способна проламывать лёд толщиной более 2.5 м), носовые горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в корпус. Для обеспечения захода корабля в базы СФ имеются специальные балластные цистерны, позволяющие кораблю всплывать выше крейсерской ватерлинии. По обоим бортам в основании рубки смонтированы две всплывающие спасательные камеры.
Подводная лодка (подводный линкор наших дней) оснащена новым навигационным комплексом “Симфония”, боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 “Арфа-М”, эхоледомером МГ-518 “Север-М”, радиолокационным комплексом МРКП-58, телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеется комплекс радиосвязи “Молния” с системой спутниковой связи “Цунами”.
Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-КС» («Скат-2М»), включающий в себя четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями. Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор. Лодка оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, на глубинах до 150 м и подо льдом.
При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению её гидроакустического шума. Корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия.
Благодаря этому РПКСН пр. 941 по сравнению со своими предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных ПЛАРБ - РПКСН.
Как это уже установилось, комфортное размещения экипажа - офицеры размещены в двух и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы - в маломестных кубриках. Имеется спортивный зал, бассейн, солярий, сауна, живой уголок и т.д..
Новизна разработки, сжатые сроки создания, традиционное пренебрежение вопросам развития стационарной системы базирования в ВМФ СССР (требование получения минимальной осадки в надводном положении для захода в существующие базы, вместо строительства новых, как это делали в США для ПЛАРБ "Огайо", привело к необходимости иметь огромный запас плавучести) и громадная масса новых МБР (почти в 2.5 раза больше чем РСМ-50) привело поистине к фантастическим решениям, что в конечном итоге дало громадное водоизмещение превосходящее все разумные пределы. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение "Акулы" - около 50000 т превосходит таковое у авианосца "Адмирал Горшков" Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего "лодку" саркастически окрестили "водовозом". Это цена, до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к твердому. В результате "Акула" стала самой большой подводной лодкой в мире (занесена а книгу рекордов Гиннесса). Для постройки этих кораблей на СМП (Северном машиностроительном предприятии) был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.
От планируемой программы строительства большой серии ПЛ было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.
Головная ПЛАРБ пр.941 ТК-208 была заложена на СМП в 1976 году и вступила в строй в конце 1981 года, практически одновременно с ПЛАРБ ВМС США "Огайо". Первым ТАПКР командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза.
Всего было заложено 6 ПЛАРБ пр.941, а планируемый к постройке последний - ТК-210 из-за договора по ОСВ, не закладывался, а уже подготовленные конструкции был разобраны. Одновременно со строительством ПЛАРБ пр.941 было развернуто строительство системы специального плавучего тылового обеспечения. Все шесть ТАПРК были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).
В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.
Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте (но в итоге ни одной ракеты по железной дороге к Нерпичьей так и не подвезли, так как построенная ветка имела повороты очень крутые и платформа с ракетой не проезжала, а кран который находился в Нерпичьей так и ни разу не загрузил ни одной ракеты). На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.
Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент»D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования
ПЛ пр. 941 предусматривалось переоснастить новым пусковым ракетным комплексом вместо Д-19 и новыми баллистическими ракетами Р-39М (РСМ-52В, "Гром", "Барк"?, по натовской классификации - SS-N-28), которые ещё предстояло разработать. В 1992 году головной корабль - ТК-208 был поставлен на капитальный ремонт в ходе которого предполагалось произвести и запланированную ранее замену ракет (в некоторых источниках упоминается как проект 941У). Однако разработка задерживалась из-за финансовых и технических проблем. В ноябре 1998г. испытание прототипа ракеты закончилось неудачей, что повлекло за собой приостановку проекта. Такое развитие событий поставило в неопределённое положение судьбу ТК-208 (вошел в строй, но без основного вооружения) и остальных лодок серии. В то же время финансовые трудности в государстве, приведшие к хроническому недофинансированию флота, оказали влияние и на корабли пр. 941 - в СМИ периодически появлялась информация о трудностях с их обеспечением, планах по выведению этих кораблей из состава флота и дальнейшей утилизации, причём сообщения носили очень противоречивый и взаимоисключающий характер. В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. - ТК-13.
С 1996 года на Севмаше началась модернизация ТАПКСН ТК-208 по проекту 941УМ или 941У (в разных источниках используются разные варианты названий проекта) под перспективный ракетный комплекс "Булава-М" (по западной классификации SS-NX-30). С 2002 года началась опытная эксплуатация ТАПКСН ТК-208 с целью отработки и испытаний комплекса "Булава-М". В течении 2003 - 2004 годов проводились бросковые испытания РК. 27.09.2005 из акватории Белого моря в подводном положении был произведен первый пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М". В течении 2005 - 2008 годов проводились испытательные пуски ракет комплекса "Булава-М" с разной степенью успешности. По состоянию на октябрь 2008 года испытания продолжаются, последний успешный пуск был произведен 18.09.2008.
Рассматривалась возможность переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10.000 т груза. Но очевидно этот проект останется только на бумаге.
Продольный разрез ТАПКР пр. 941:
1 -шахта ВПК; 2 - основная антенна ГАК «Скат-КС»; 3 - 533-мм ТА; 4 - торпедный отсек; 5 - ракетная шахта; 6 - ракетный отсек; 7 - отсек центрального поста и РТВ; 8 - перископ «Сигнал-3»; 9 - перископ «Лебедь-21»; 10 - АП радиосекстана; 11 - АП РЛК «Радиан-У»; 12 - АП комплекса средств связи; 13 - АП СОРС; 14 - ВСК; 15 - главный прочный корпус (левый борт); 16 - реакторный отсек; 17 - турбинный отсек; 18 - крыло, защищающее винто-рулевую группу ото льда; 19 - левый кормовой вертикальный руль со стабилизатором.
Расположение выдвижных и буксируемых устройств:
1 - ГПБА «Пеламида» (установлена только на ТК-17 и ТК-20); 2 - ВБАУ «Фосфор»; 3 - ПМУ «Синтез»; 4 - ПМУ «Кора»; 5 - ПМУ АП радиопеленгатора «Зона»; 6 - ПМУ «Анис»; 7 - РКП; 8 - ПМУ АП РЛК «Радиан» (МРКП-58); 9 - ПМУ радиосекстана «Салют»; 10 - перископ «Кутум»; 11 - перископ «Лебедь-21»
Технические характеристики проекта
![]()
Misantrop (28.11.2010)
Misantrop (28.11.2010)
Misantrop (28.11.2010)
Misantrop (28.11.2010)
madamka (28.11.2010)
madamka (28.11.2010)
10 сентября 2010 г.
Все, кто следит за судьбой нового ракетного комплекса "Булава", ожидали важных известий из района предполагавшихся испытаний. Но не дождались: контрольный пуск с АПЛ "Дмитрий Донской" в очередной раз отложен.
Более того: как стало известно "Российской газете", экипаж "Дмитрия Донского" в назначенный срок покинул место швартовки и взял курс в Белое море. Но вскоре, что стало полной неожиданностью и для экипажа, и для служб обеспечения испытаний, "сверху" поступило приказание немедленно вернуться в базу. От кого последовало такое распоряжение и с чем оно связано, не сообщается. Возникли вдруг новые сомнения у генеральных конструкторов и просто генералов? Или военная приемка задним числом производственный брак обнаружила? Не та подпись на приемном акте? А может, сон плохой кому-то из начальников приснился? Ведь это тринадцатый по счету пуск, а народ у нас суеверный?
Как бы там ни было, но заряженный на 9-10 сентября контрольный пуск "Булавы" вновь отложен. Хотя буквально за день до этого информационные агентства со ссылкой на свои источники в ВПК и ракетно-космической отрасли сообщали о состоявшемся накануне заседании государственной комиссии, которая пришла к выводу, что и новая ракета, и "Дмитрий Донской" вместе с экипажем "полностью готовы" к контрольному испытанию. И что "никаких причин для его переноса на более поздний срок сегодня нет".
Выходит, нашлась-таки причина, и не шуточная, если развернули уже шедший в море корабль. А ведь он не сам по себе на такие стрельбы выходит, на то команды отдаются и доклады куда надо поступают, делаются оповещения - по международным в том числе каналам. Приводятся в готовность системы наземного и космического слежения, чтобы зафиксировать всю телеметрическую информацию, а в районе самих испытаний разворачиваются корабли обеспечения и аварийно-спасательные силы.
Зря, выходит, людей побеспокоили. Потраченные впустую средства и нервотрепка уже не в счет - с кого за это спросишь? Не прибавили ясности и слова министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, который возвратился из поездки в Париж и по пути сделал заявление для журналистов, что на этой неделе пусков "Булавы" не будет. "Скорее всего, это произойдет в сентябре, - добавил глава военного ведомства. - И не в первой половине месяца, однозначно".
Misantrop (28.11.2010)
Misantrop (28.11.2010)