Военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан"
Самолеты Ан-124 - это семейство уникальных транспортных самолетов, которые по дальности полета, максимальной грузоподъемности и габаритом грузовой кабины не имеют аналогов в мире.
Самолеты семейства Ан-124, интенсивно выполняя перевозки тяжелых и уникальных грузов по всему миру, изменили философию проектирования различных промышленных установок, электростанций, производственных модулей, буровых вышек, авиационной техники и других видов транспорта.
МОДИФИКАЦИИ.
Ан-124 - тяжелый дальний военно-транспортный самолет, предназначен для перевозки тяжелой военной техники, различных военных грузов и сопровождающих их расчетов.
Ан-124-100 - тяжелый дальний коммерческий транспортный самолет, сертифицирован как гражданское воздушное судно, предназначен для перевозки уникальных крупногабаритных и нестандартных грузов, а также моногрузов весом до 120 тонн и различных генеральных грузов.
Ан-124-100М - модифицированный вариант самолета АН-124-100, отличающийся уменьшенным составом летного экипажа с 6-ти до 4-х человек за счет модернизации бортового оборудования и перераспределения функций между членами экипажа.
На самолете дополнительно установлены:
- система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II и система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins;
- система спутниковой навигации LTN-2001 и инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 фирмы Litton.
РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА.
- Размах крыла 73,3 м;
- Длина самолета 69,1 м;
- Высота самолета 20,8 м;
- Площадь крыла 628,5 м2;
- Стреловидность крыла по передней кромке 35-32.
РАЗМЕРЫ ГРУЗОВОЙ КАБИНЫ.
- Длина 36,5 м;
- Ширина 6,4 м;
- Высота 4,4 м;
ЧИСЛО МЕСТ.
Экипаж 6 человек (Ан-124 и Ан-124-100) или 4 человека (Ан-124-100М).
Сопровождающих - до 88 человек.
ДВИГАТЕЛИ.
На самолете установлены четыре турбовентиляторных двигателя Д-18T тягой 4х229,5 кН/ 4x23400 кгс.
МАССЫ И НАГРУЗКИ
- Максимальный взлетный вес 392 т;
- Максимальная грузоподъемность 120 т;
- Вес пустого снаряженного самолета 172 т;
- Максимальный вес топлива 230 т.
- В отдельных случаях допускаются полеты с коммерческой нагрузкой до 150 тонн и максимальным весом 405 тонн. Решение о выполнении таких полетов принимается по результатам анализа характеристик аэродромов, взлета и посадки, запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль трассы полета.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
- Максимальная крейсерская скорость 865 км/ч;
- Нормальная крейсерская скорость 750-850 км/ч;
- Скорость захода на посадку 230-260 км/ч;
- Диапазон высот крейсерского полета, м 9100-11100
- Практический потолок 12000 м;
- Дальность полета с резервами топлива:
- - с грузом 120 тонн 4800 км;
- - с грузом 40 тонн 12000 км;
- - перегоночная 15700 км;
- Длина разбега:
- - при нормальной взлетной массе 2520 м,
- - при максимальной взлетной массе 3000 м;
- Длина пробега при максимальной посадочной массе 900 м;
- Потребные взлетно-посадочные полосы (для самолет Ан-124-100М):
- - аэродромы 1 класса 2500 м
- - внеклассные аэродромы 3000 м
- Топливная эффективность, г/т км 145
ОБОРУДОВАНИЕ.
Навигационная РЛС, счетверенная ИНС, цифровая система связи, блоки радионавигационных систем "Лоран" и "Омега". Самолет оснащен аналоговой четырехканальной ЭДСУ, четырьмя независимыми гидравлическими системами.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Крупнейший в мире серийный самолет. Из КМ выполнено 5000 кг конструкции планера (1500 м2 обшивки). Пол грузовой кабины выполнен из титанового сплава. Шасси, снабженное 24 колесами, допускает эксплуатацию с плохо подготовленных аэродромов.
Грузовой отсек герметизирован. Над грузовым отсеком имеется пассажирская кабина, способная вмещать 88 человек. Имеются носовая и кормовая грузовые рампы, средства механизации погрузочно-разгрузочных операций (в частности, два тельфера грузоподъемностью по 20000 кг). Шасси самолета позволяет менять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
Состоит на вооружении ВВС России ( по состоянию на 1995 год - 26 самолетов), эксплуатируется авиакомпаниями "Волга-Днепр" и "Авиалинии Антонова".
Строится серийно акционерным обществом "Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар"" (к началу 1993 г. выпущен 31 самолет).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Первый полет первого опытного самолета состоялся 26 декабря 1982 г.; в 1985 г. самолет Ан-124 впервые демонстрировался на авиасалоне в Париже. Поступления в строевые части ВВС начались в 1987 г.
Самолет может привлекаться для перевозки и десантирования личного состава и тяжелой военной техники (в частности, возможна транспортировка трех танков Т-80).
Самолет применялся в боевых действиях в Афганистане для военных перевозок.
В период кризиса в районе Персидского залива в сентябре 1990 г. самолет Ан-124 доставил одним рейсом 451 беженца из Аммана в Дакку (самолет был дооборудован туалетными блоками с химической регенерацией, баком на 570 л питьевой воды, а также покрытием кабины губчатой резиной, позволяющим размещать пассажиров в лежачем положении).
В ходе боевых действий в районе Персидского залива самолеты привлекались для военных перевозок крупногабаритных грузов (в частности, ЗРК "Пэтриот") в интересах многонациональных сил.
В 1985-1987 гг. на самолете "Руслан" установлен ряд мировых рекордов, в частности рекорд грузоподъемности (171 219 кг на высоту 2000 м) и дальности полета (20150,92 км по замкнутому маршруту).