Об "автомате только на присяге" можно забыть
Денис Мокрушин
Моя срочная служба пришлась на 1998-2000 годы, время для армии тяжелое и достаточно мрачное. О престиже службы никто не вспоминал, такое понятие просто исчезло.
Денежное довольствие офицеров было копеечным, командир взвода получал полторы тысячи рублей, а солдат-срочник всего лишь тридцать "деревянных". В результате процветала неприкрытая торговля подчиненными. Солдаты в прямом смысле продавались за энную сумму - как подсобные рабочие - какому-нибудь частнику и большую часть службы проводили за прополкой грядок или таскали раствор на строительстве особняков, никакого отношения к армии не имеющих.
Воровство продуктов приняло запредельные масштабы, срочники нередко жили впроголодь, так как рацион питания был сведен до минимума: пара-тройка видов каш, щедро разбавленных водой, суп или щи с одинокой картофелиной и редкими бляшками жира, да иногда небольшие кусочки мяса, заготовленного еще во времена хрущевской "оттепели".
Свирепствовала тогда и жестокая дедовщина. Били, издевались изощренно, с полной уверенностью в безнаказанности. Командование закрывало на это глаза, а прокуратура обращала внимание только на совсем уж вопиющие случаи, когда пострадавший становился инвалидом. Жаловаться было некому и некуда, поэтому те, кто слабее, молча терпели, а более сильные, лебезя перед старослужащими, принимались унижать своих бывших товарищей, опираясь на поддержку "дедов".
Боевая подготовка также оказалась в загоне. Преимущество отдавалось строевой муштре, а стрельба была настолько редким явлением, что появились выражения "три патрона за всю службу" и "автомат только на присяге", ставшие классическими. Дивизии и полки были мало боеспособны, и когда в августе 1999-го боевики Басаева вторглись в Дагестан, то из нашей части с трудом сформировали сводный батальон для отправки под Ботлих. Просто не хватало тех, кто мало-мальски умел обращаться с оружием. Нам горько пришлось пожалеть о незнании многих азов военного дела в ходе первого же боя в Чечне, под станицей Червленная, где полк потерял 15 человек убитыми и 28 ранеными. Учиться пришлось непосредственно на войне и большой кровью...
Когда в августе 2008 года произошел конфликт с Грузией, я счел необходимым вернуться в армию на службу по контракту. Отправляясь, не ожидал увидеть каких-либо изменений, думал, что все осталось по-прежнему. Ан нет, изменения происходили постоянно в течение всей службы. Мне захотелось рассказать о том, что же происходит в армии, и в начале 2009 года был создан блог "http://twower.livejournal.com". Постепенно в журнале, кроме личных впечатлений от службы, появились записи самой различной военной тематики: рассказы о боевых действиях в Чечне и фотографии новых средств экипировки, обсуждение модернизации техники и новостей реформирования Вооруженных сил. Число читателей неуклонно росло, и сейчас журнал twower стал одним из самых популярных блогов Рунета, рассказывающих о текущем состоянии дел в армии нашей страны.
После увольнения в начале этого года из рядов Вооруженных сил я не утратил контакта с ними, занявшись военной журналистикой. На данный момент сделан цикл репортажей из различных воинских частей (5-я и 20-я мотострелковые бригады, 4-я военная база), что позволило мне с учетом недавней службы отметить следующие значительные изменения в новом облике Российской армии.
Сейчас во главу угла поставлена боевая подготовка военнослужащих. Об "автомате только на присяге" можно забыть, солдаты стреляют регулярно и часто, расходуя за службу не одну тысячу патронов. Боевые стрельбы отделений и взводов, ротные и батальонные тактические учения ныне отнюдь не диковинка, а нормальное рядовое явление.
Постепенно начинает реализовываться передача различных хозяйственных работ типа уборки помещений и территории, стирки белья, приготовления пищи из ведома военных под управление гражданских организаций, так называемый аутсорсинг. Например, все без исключения солдаты и офицеры, опрошенные мною в тех частях, где введен аутсорсинг, об изменениях в питании отзывались только положительно. Это и естественно, ведь вместо прежней баланды, похожей на кашу, сейчас кормят почти по-домашнему: макароны, пельмени, сосиски, салаты, булочки. На случай же боевых действий по-прежнему ведется подготовка военных поваров для подразделений обеспечения.
С введением года службы наконец-то искоренена проблема дедовщины, так как ликвидирован сам класс "дедов", солдат, прослуживших более полутора лет. Безусловно, пока еще остается проблема неуставных взаимоотношений, но это уже бледная тень былого беспредела. Сейчас ведется очень серьезная работа по профилактике правонарушений в армейских рядах. В каждом воинском подразделении на видном месте имеются телефоны вышестоящих командиров, психологов, комитетов солдатских матерей, органов прокуратуры и военных судов, по которым военнослужащий может обратиться и сообщить об имеющихся неурядицах. Звонок не проблема, солдатам разрешено беспрепятственно пользоваться мобильными телефонами, нередко еще на призывных пунктах срочникам раздают SIM-карты с льготными тарифами. Да что там звонки, ныне родителям призывника разрешено сопровождать своего сына непосредственно в саму часть, причем к таким акциям могут подключаться и представители правозащитных организаций.
Глядя на меры, принимаемые Министерством обороны в отношении гуманизации службы и повышения уровня боевой подготовки, хочется искренне верить, что они укрепят армию. Пора уже возвращать давно забытое чувство гордости за наши Вооруженные силы, давно пора.