В водах Черного моря, в четверг, 27 марта, около 11 часов утра потерпел крушение украинский вертолет с пограничниками. Вертолет перевозил из аэропорта Одессы на остров Змеиный около двух тонн груза для строительства погранбазы.
На его борту находились 14 человек. Из них трое – пилоты, один гражданский инженер связи и 10 военнослужащих Измаильского пограничного отряда.
В 11.06 они вылетели из города Вилково Одесской области к острову Змеиный для осуществления плановых работ по развитию инфраструктуры расположенной на нем пограничной заставы и села Билый.
В назначенное время (11.45) вертолет Ми-8 на Змеиный не прибыл, и местное управление МЧС совместно с погранслужбой начало его поиски. Около 13.00 останки разбитого вертолета были найдены на мели возле мыса Полуденный.
13 украинцев погибли, один тяжело травмирован. По данным пресс-службы Госпогранслужбы, 22-летний лейтенант Измаильского погранотряда Евгений Челарский остался в живых. Около 16.00 в стабильно тяжелом состоянии его доставили в реанимационное отделение Военно-медицинского клинического центра Южного региона.
Врачи констатировали у него общее переохлаждение организма, закрытую черепно-мозговую травму, переломы тазобедренного сустава и шок третьей степени. Офицер был подключен к аппарату искусственного дыхания, однако угрозы для его жизни нет. К вечеру Евгений Челарский пришел в сознание.
Сразу же после трагедии Кабинет министров создал правительственную комиссию по расследованию причин аварии вертолета Госпогранслужбы.
Главой комиссии назначили министра по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Владимира Шандру, его заместителем – главу Администрации Госпогранслужбы Николая Литвина.
Распоряжением предусматривается, что до 17 апреля 2008 года комиссия должна подать Кабинету министров отчет о результатах расследования причин аварии и о принятых мерах.
В состав комиссии также вошли заместитель министра транспорта и связи Александр Давидов, заместитель министра труда и социальной политики Виктор Иванкевич, заместитель министра финансов Владимир Матвийчук, первый заместитель Министра здравоохранения Николай Проданчук, первый заместитель министра экономики Сергей Романюк, заместитель министра внутренних дел Александр Савченко, глава Одесской облгосадминистрации Николай Сердюк, заместитель председателя СБУ Олег Скляр.
Глава МЧС Шандра, председатель Госпогранслужбы Николай Литвин, а также заместитель министра транспорта и связи Александр Давыдов в срочном порядке вылетели к месту аварии.
По словам помощника председателя Госпогранслужбы Сергея Астахова, кроме людей, на борту вертолета также находилось "около 2 тонн комплектов для сборки мебели", которую планировали поместить в новый пограничный комплекс на острове Змеиный.
"Погибший командир экипажа - майор Александр Хрыстий – очень квалифицированный, опытный летчик, налетавший много часов; вертолет был на 100% технически исправен. Я сам летал на Змеиный в прошлую пятницу, и именно на нем", – рассказал "КоммерсантЪ-Украина" Астахов.
Это первый подобный случай за все время существования Госпогранслужбы Украины, подчеркнул он.
По данным метеослужб, в районе аварии в четверг, 27 марта, была умеренная погода со средним ветром.
Вертолет Ми-8 Госпогранслужбы, разбившийся 27 марта, эксплуатировался 25 лет, что является небольшим сроком для такой техники. По словам Астахова, Ми-8 имеет высокий запас прочности и могут эксплуатироваться 40 лет.
Капитальный ремонт вертолет прошел в 1993 и в 2006 годах. Налет с начала эксплуатации составил 1,937 тысячи часов, последние регламентные работы проводились в октябре 2007 города. Кроме того, как отметил Астахов, экипаж Ми-8 был опытным.
По словам источника "КоммерсантЪ-Украина" в авиации Госпогранслужбы, военного летчика первого класса, "такие аварии случаются или под влиянием погодных условий, или из-за отказа оборудования, или из-за ошибки пилота".
"Эти вертолеты не любят, когда им в хвост дует ветер, но исход такой ситуации зависит только от квалификации пилота. Они оснащены двумя двигателями, но одновременно оба почти никогда не отказывают, – рассказал собеседник издания. – Вертолет, который разбился, оборудован устройством, регистрирующим показатели всех приборов, а также сохраняющим переговоры. Изучив их, комиссия должна получить достаточно сведений для того, чтобы установить причину авиакатастрофы".
По факту катастрофы вертолета Ми-8 Госпогранслужбы возбуждено уголовное дело по статье 416 Уголовного кодекса "Нарушение правил полетов или подготовки к ним". Об этом сообщил начальник главного управления военных прокуратур Генеральной прокуратуры Юрий Вийтев.
По его словам, дело возбудил военный прокурор Южного региона генерал-майор юстиции Николай Фещюк, который в составе следственно-оперативной группы выехал катером на место катастрофы.
Госпогранслужба Украины приостановила полеты своей авиации до расследования причин катастрофы вертолета Ми-8, сообщил помощник главы пограничного ведомства Сергей Астахов.
По его словам, уже нет необходимости поддерживать операцию по поиску находившихся на борту людей с воздуха. "Работают наземные силы", - сказал он в четверг, 27 марта.
В тот же день в городе Вилково (Одесская область) прошло заседание под председательством министра МЧС Владимира Шандры правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы вертолета Ми-8 Государственной пограничной службы.
Как сообщил пресс-секретарь МЧС Игорь Кроль, комиссия определила первоочередные мероприятия по выяснению причины падения вертолета.
С места катастрофы вертолета Ми-8 тела погибших переправили в город Измаил. Об этом сообщил помощник главы Госпогранслужбы Сергей Астахов.
В пятницу, 28 марта министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Владимир Шандра выразил сочувствие семьям погибших вертолетчиков.
Он пообещал, что государство предоставит им всю возможную помощь. Также министр сообщил, что причина катастрофы в данное время устанавливается.
По словам Шандры, вся документация на вертолет Ми-8 в порядке.
По словам помощника главы Госпогранслужбы Сергея Астахова, водолазам удалось найти бортовой самописец (авиационный регистратор параметров полетов) вертолета Ми-8, который потерпел катастрофу 27 марта, и сейчас он направлен на расшифровку в Одессу.
Вертолет Ми-8 с бортовым номером "07" дислоцировался в Одесской авиационной эскадрильи Государственной пограничной службы и регулярно осуществлял полеты на остров
Тузла. Он использовался для воздушной разведки, патрулирования пограничных территорий и обеспечения грузовых и пассажирских транспортировок