Верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья Виктор Водолацкий о лагере «Таврида-Сечь», о роли казачества в процессе интеграции России, Белоруссии и Украины и о том, почему активность казаков раздражает меджлис и правоохранителей – в интервью порталу «Новоросс.info».
– Виктор Петрович, Вы выступили одним из организаторов лагеря «Таврида-Сечь», расскажите, пожалуйста, какая главная цель у данного мероприятия?
– Главная цель лагеря – укрепление братской дружбы между Россией, Украиной и Белоруссией. На уровне детей мы воспитываем и духовность, и патриотизм, и гражданскую ответственность – все то, что вбирает в себя словосочетание «патриот своей земли». Сразу хочу отметить, что такие лагеря, как «Крым-Сечь», у нас не единичные, поверьте, это системная работа. Мы сегодня создали систему, которая замыкается на один центр: у нас побратимский договор между Войском Донским и Войском Запорожским, у нас есть Координационный совет казаков России, Украины и Белоруссии, который я возглавляю, где Юрченко (атаман Объединения атаманов Крыма Сергей Юрченко – ред.) и Панченко (Верховный атаман Союза казаков Украины «Войско Запорожское» Александр Панченко – ред.) мои заместители, и есть Союз казачьих войск России и зарубежья, который я также возглавляю, и куда входит 80% казачьих организаций Украины. То есть, получается, мы посадили за один стол всех тех, кто у себя не очень-то дружит. У нас есть, к сожалению, разобщенность в казачий среде, но мы понимаем, что эта разобщенность идет во вред казакам, и мы создаем сегодня такую систему, чтобы мы объединились. А объединившись на основе православия, на основе казачьего братства, тогда мы будем сильны в своих желаниях, а желание у нас одно – чтобы был мир на территории наших славянских государств.
Естественно, через эту призму мы воспитываем нашу молодежь, наших детей. Я являюсь депутатом Государственной Думы и депутатом парламента Союзного государства и возглавляю в союзном парламенте комиссию по социальной политике, культуре и гуманитарным вопросам, и мы как раз отрабатываем ту методологию, те мероприятия молодежные, стержень которых – дать молодежи стабильность, быть полезным обществу. Тем самым мы искореняем наркоманию, алкоголизм, ведь сегодня наблюдается рост наркомании и алкоголизма среди молодежи, как в России, так и в Украине. По статистике около 100 тыс. молодых людей уходят из жизни из-за этой пагубной привычки. Поэтому такие лагеря, как «Крым-Сечь», воспитывают человека так, что никогда в жизни у него не будет желания даже попробовать наркотики. Участник подобного лагеря, когда возвращается домой, в школу или в кадетский корпус, является примером и вокруг него создается своеобразная атмосфера, и он становится лидером в борьбе с теми негативными проявлениями, которые есть в нашем обществе, в молодежной среде. И каждый такой лагерь берет ответственность перед государством за воспитание будущего и поэтому государство должно помогать тем энтузиастам, которые создают эти лагеря.
Увы, сегодня у государства отсутствует идеология молодежной политики и, естественно, ее заменяют какие-то другие западные ценности. Мы уже потеряли часть нашей молодежи за период, когда отошли друг от друга и создавали собственные суверенные государства. Поэтому сегодня задача казаков через такую народную дипломатию создать нормальные, благоприятные условия в нашем обществе, социуме. Исходя из этого, мы и создаем подобные лагеря: у нас проводятся спартакиады, молодежные фестивали, казачество уделяет большое внимание молодежи. И это не подготовка каких-то боевиков, как тут некоторые заявляют, мы, наоборот, воспитываем патриотов. Они завтра придут служить в армию, независимо в какую – российскую, украинскую или белорусскую, но они никогда друг на друга не направят оружие, потому что они здесь побратались.
– Как я понял, в программе лагеря «Таврида-Сечь» не только физические и тактические занятия, но есть и образовательная часть программы?
– Конечно, а как же без этого? Есть и обучающая программа, цель которой, как я уже сказал, – патриотическое воспитание. С этой целью
ребятам демонстрируются различные патриотические фильмы, потому что дома не всегда получается такое смотреть. А потом, после просмотров фильмов, офицеры объясняют, почему мы победили: силой оружия, братством, силой духа – вот на таких исторических моментах мы и воспитываем. К сожалению, в современной истории этого нет, и вот мы стараемся это дополнять, рассказывать детям как можно больше и уже в школе он сможет даже поправить учителя в случае чего. Есть и курс лекций по истории казачества, православия и так далее.
Кстати, хочу сказать, что в этом году в лагере участвовали не только молодые ребята, но и девушки. Мы понимали, что у нас политика немного направлена была в одну сторону – только мальчиков воспитывали. Но девочки – это будущие матери, поэтому мы сейчас создаем Мариинские женские гимназии, где девочки, кроме общеобразовательных предметов, изучают сестринское дело, акушерство, кулинарию, домоводство, танцы, пение. Естественно, выходя из этого учебного заведения, они полностью готовы к семейной жизни.
– Уделяете ли Вы в своей работе с подрастающим поколением внимание истории Великой Отечественной войны?
– Мы очень плотно работаем в направлении уважительного отношения к ветеранам, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше. За каждым ветераном мы закрепляем кадета или джура, которые им помогают. Кроме того, в наших кадетских корпусах и кадетских классах намного больше учебных часов посвящено истории Великой Отечественной войне, чем в обычных общеобразовательных школах. Потому что мы в полной мере даем детям расклад, почему был сформирован 4-й Кубанский и 5-й Донской казачьи корпуса, почему Сталин вернулся к идеи воссоздания данных подразделений и формировал казачьи сотни, полки, как это было до революции. Периодически наши ветераны выступают перед кадетами. Например, праздник 1-го сентября у нас проходит очень символично. Дело в том, что 1 сентября День Донской иконы Божией матери, поэтому День знаний проходит в храме, то есть это не только старт учебного года, но и большое православное празднование и в любом случае среди тех, кто выступает, обязательно есть участник войны. У нас есть Иван Григорьевич Скороходов, который в годы войны был командиром разведроты в 5-ом Донском корпусе и издал книгу, посвященную как раз казакам-героям войны, и такая книга есть в каждом классе, в каждой казачьей школе, в каждом кадетском корпусе. Подвиг народа в Великой Отечественной войне – главенствующий у нас и на этой основе мы воспитываем нашу молодежь, потому что переписывание истории, которые некоторые пытаются делать, идет во вред в первую очередь тем, кто это делает, а мы молодежь ограждаем от таких пагубных последствий.
– Участники казачьего лагеря проходят какой-то отбор для того, чтобы попасть сюда?
– Здесь только те ребята, которые прошли испытания у себя дома, в результате которых приезжают только лучшие, то есть участники лагеря – это уже подготовленные ребята, готовые к тому, что здесь будут проходить. Смысл нашего лагеря – это братание молодежи России, Украины и Беларуси Я уверен, что среди участников лагеря – будущие президенты и России, и Украины, и Белоруссии, и главы администраций, и начальники милиции. Тогда же будет совсем другая политика, дай Бог, чтобы мы до этого дожили!
– В чем причина, что в этом году в работе лагеря приняло участие так мало представителей России?
– Да, в этом году в лагере принимали участие только ребята из Таганрога, потому что он ближе к украинской границе, а ребята, которые из Верхнедонского округа, те, которые с Волгограда, по надуманным причинам не смогли прибыть сюда. Причина – граница: у одного-двух детей не до конца были оформлены разрешения родителей на выезд и, естественно, из-за двух ребят двадцать человек вернулись обратно. Пограничники на самом деле придрались к мелочи: нечетко была видна печать нотариуса, они посчитали, что это нарушение. Но подобная проблема на границе касается не только детей, это касается всех, кто пересекает границу, по 5-6 часов люди стоят. Каждый год об этом говорим – и все по-прежнему остается, хотя на самом деле границы между людьми нет.
– Виктор Петрович, по некоторым данным, в Крыму проходят лагеря исламских радикалов, как Вы это прокомментируете? Можно ли расценивать проведение казачьих лагерей как противовес исламским лагерям?
– Смысл в том, что цели нашей работы разнятся. Мы воспитываем молодежь в дружбе, мы воспитываем сегодня взаимопонимание и мы говорим, что межнациональных и межконфессиональных конфликтов не должно быть – мы на этом воспитываем молодежь. Но если в Крыму существуют взрослые лагеря меджлиса и они готовят людей к боевым действиям, но к боевым действиям против кого, против мирных жителей? Этого не должно быть! Власть в Крыму должна быть одна, и она должна наводить порядок!
Взять, к примеру, меня, почему я был три года персоной нон-грата на Украине? По надуманным мотивам, которые не позволили нам продолжить те мероприятия, которые проводили всегда – Международный фестиваль казачьей культуры. Мы начали его с Феодосии, потом проводили в Севастополе, проводили этот фестиваль три года подряд. А потом некоторые псевдополитики посчитали, что это неправильно то, что народ сплачивается, что народ становится единым и нужно того, кто это организовывает сделать персоной нон-грата. И в один миг это сделали, то есть кому-то закон писан, а кому-то нет. Но сегодня, слава Богу, я здесь, с вами.
– В чем, на Ваш взгляд, причина такой боязни казачества со стороны меджлиса?
– А чего мы им будем нравиться? Вот мы сейчас находимся на территории Крыма и давайте поговорим о Крыме. Я всегда подчеркиваю, что все страны бывшего Советского Союза должны подписать по Крыму меморандум и сделать его здравницей для всех, тогда бы была польза и для Украины, и для крымчан. Здесь бы уже давно был курорт и инфраструктура мирового уровня. Увы, этого не произошло, это не надо и меджлису, ему нужно, чтобы здесь осталась пустота, безработица, чтобы в итоге большинство жителей покинули полуостров в поисках лучшей жизни, и тогда можно будет свободно заниматься самозахватами и создать все то, что они хотят создать. Естественно, казаки против этого, казаки всегда за мир и благополучие на крымской земле, поэтому мы для них как кость в горле. Поэтому они стараются саботировать все наши хорошие инициативы и через свои СМИ стараются выставить каким-то одиозными фигурами, которые им в чем-то мешают. А что касается заявлений о том, кто первым в Крыму появился, то давайте возьмем историю Крыма: если мы говорим об истории без переписывания, то надо говорить, что эта земля всегда была православной. Куда ступила стопа Андрея Первозванного – на землю Крыма в районе Феодосии! Так давайте от этого факта отталкиваться.
– Виктор Петрович, мы помним, как в прошлом году организаторы казачьего лагеря «Таврида-Сечь» подверглись преследованию. В чем, на Ваш взгляд, причина такого давления на лагерь?
– А причина проста! Если взять положение о милиции в Украине, то кроме всех основных направлений деятельности сотрудники милиции должны проводить и профилактику правонарушений в обществе. Покажите мне сейчас хотя бы одного участкового или сотрудников ППС или инспекцию по делам несовершеннолетних, которые бы занимались профилактикой детской преступности наркомании и так далее. Дети не должны болтаться по подворотням, нюхать клей и употреблять наркотики, и вот в нашем лагере они воспитываются, мы сегодня занимаемся с детьми именно профилактикой правонарушений, которые могут быть в нашем обществе. Руководство милиции понимает: если завтра президент Украины начнет считать, куда уходят деньги, направленные на лечение наркоманов, на адаптацию несовершеннолетних из неблагополучных семей, – уходят миллионы, а результата нет. А тут наши лагеря, которые дают положительный эффект, и сюда нужно вложить государству во много раз меньше средств, притом что отдача от них гораздо больше. Тогда президент может спросить у главы МВД: уважаемый, а почему государство этого не делало, и куда ты смотрел? Исходя из этого, правоохранителям легче зарубить на корню хорошие начинания казаков, чтобы можно было требовать деньги на борьбу с экстремизмом, терроризмом, на межнациональные вопросы и, таким образом, растет бюджет МВД. Вот в чем причина такого давления на наш казачий лагерь и на казачество в целом. Я еще раз призываю, что нужно менять политику в этом отношении, тогда будет совершенно иной эффект.
– В России, судя по всему, совершенно иная ситуация по отношению к казачеству. В отличие от Украины, где за 20 лет независимости так и не принят закон о казачестве
– В Российской Федерации есть федеральный закон о казачестве, есть указы президента, есть постановления правительства, есть уполномоченный орган, который взаимодействует с казачеством – это Министерство регионального развития. Когда мы приняли закон о казачестве, был создан совет при президенте по делам казачества и 11 комиссий по различным направлениям, каждую комиссию возглавили заместители министра профильного министерства. Тогда же были приняты в субъектах России программы по поддержке казачества.
Взять, например, Краснодарский край, там программа исчисляется на сумму около 360 млн рублей, Ростовская область – 580 млн руб., Волгоградская область – губернатор подписал программу на 680 млн руб. Представляете эти цифры? Это есть государственная политика! Так вот мы и делаем такие лагеря, проводим фестивали казачьей культуры на добровольных началах, чтобы государство заметило и понимало, что необходимо развернуться лицом к казачеству, создать органы государственного управления, создать региональные программы, тогда будет порядок.
Я, как человек, который в двух парламентах отвечает, в том числе и за взаимодействие с казачеством, предложил правительству Николая Азарова взять наработки, которые есть сегодня у нас в России по работе с казачеством, создать по аналогии такую же структуру в правительстве Украины. Ведь польза будет в первую очередь для государства.
– Вы являетесь депутатом Союзного парламента, союзные парламентарии уделяют внимание вопросам казачества, выделяются ли средства на его развитие?
– Выделяются. Так, например, 6,5 млн рублей выделяется на проведение лагеря «Зубренок» на территории Белоруссии – лагерь для воспитанников кадетских корпусов и кадетских классов. 7,4 млн рублей выделяется для проведения сбора в Анапе казачат, учащихся в Нахимовских и Суворовских училищах. Мы проводим мероприятия под названием «Таланты молодых», что говорит о том, что мы воспитываем не боевиков, а всесторонне развитых ребят. Так вот, фестиваль «Талантливая молодежь» финансируется из союзного бюджета в объеме 11 млн руб. В нашем Союзном парламенте большое внимание уделяется данному направлению. В целом, если взять союзный бюджет, то 67% в нем направлены на решение социальных вопросов. В то же время на Украине на казачество никаких средств, увы, не выделяется.
– Казачество выступает за союз трех славянских государств, но Украина всячески дает понять, что вступление в союз не входит в планы ее руководства. Не боитесь, что казаков обвинят в попытках нарушения суверенитета Украины?
– Мы не нарушаем суверенитет. Те политики, которые заявили, что им Союзное государство не интересно, им стоило бы посмотреть историю. За 15 лет существования союзного парламента не нарушен суверенитет ни одного из государств, но создана уникальная база унификации законодательства, которая позволяет, например, гражданину Беларуси, приехав в отпуск или на учебу в России, перемещаться свободно через границу и чувствовать себя комфортно. Задача союзного парламента – унификация законодательства для нормального проживания человека в трех государствах (если бы Украина присоединилась). И это не нарушает суверенитет государств, но позволяет сегодня из консолидированного бюджета оказывать помощь, в том числе и государству. Сейчас в экономической политике Беларуси провал – несколько миллиардов выделено на помощь Беларуси для стабилизации экономики. Я думаю, что на Украине тоже есть проблемы и не помешала бы помощь. Сегодня российские предприятия с удовольствием бы работали с украинскими предприятиями, поскольку многие комплектующие идут с украинских предприятий и, естественно, все таможенные барьеры, все НДС увеличивают стоимость итоговой продукции, поэтому России не выгодно покупать у Украины, а выгоднее дешевле покупать у других производителей, а как итог – сокращаются рабочие места.
Надо исходить из того, что каждый руководитель должен думать в первую очередь не о себе любимом, не о своем кресле, а о тех людях, которые тебя избрали на этот пост. И если бы руководство думало именно в этом направлении, то оно бы понимало, что Союзный парламент не нарушает суверенитета – раз, не нарушает целостность государства – два, не вмешивается во внутреннюю политику – три. Но вместе с тем создает нормальные предпосылки для жизни трех славянских государств, чтобы было нормально и комфортно нам всем в одной семье. Вы же посмотрите: на границе очереди стоят по 5-6 часов и люди думают, что лучше полететь в Турцию, чем еще раз поехать в Крым. Ну, снимите же эти барьеры, поставьте временные кабинки, оно же за полсезона окупится. Почему это не делается?
Но на самом деле главное хочу сказать – встраивание казачества в систему управления России, Украины и Беларуси завершится к 2020 году.