На деле
из-за пробелов в законодательстве о психически больных больше страдают здоровые.
"Прав и свобод у тяжелобольных психически больше, чем у нормальных людей. В чем проблема? Пока не убьет или не покалечит, никто вами не займется. Пока не взорвет дом от газа, никто не подойдет", - объясняет психиатр-криминалист Михаил Виноградов.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения,
от психических расстройств страдают 10% россиян, это 15 миллионов человек. Половина из них склонны к жестокости и беспричинной агрессии, которую порой не в силах усмирить даже целая бригада скорой помощи.
За врачами, которых сам же вызвал, с дикими криками и ножом в руках он гнался до победного. Медики едва успели запрыгнуть в машину и прямо с открытыми дверями нажали на газ. Сейчас с мужчиной разбирается полиция, будет проведена психиатрическая экспертиза. Но даже если его признают невменяемым, решение о госпитализации примет только суд.
Чересчур либеральным стали называть закон о психиатрической помощи некоторые эксперты после событий ноября прошлого года. Когда Дмитрий Виноградов расстрелял сослуживцев в офисе аптечной компании. Проверка показала: будущий убийца был странным с детства, из-за психических отклонений его не взяли в армию, а родители постоянно водили его на прием в частные клиники.
Чтобы у психиатров был шанс вычислить брейвиков заранее, инициативная группа обратилась в Госдуму с предложением дать возможность врачам решать, нуждается ли больной в госпитализации.
"Мы должны уметь защитить наших больных, и мы должны уметь защитить от их агрессии общество", - подчеркивает психиатр-криминалист Михаил Виноградов.
Возвратом к советской карательной психиатрии назвали это предложение другие эксперты. Неясно, будут ли врачи в таком случае отвечать за ошибки? Да и нет никаких гарантий, что начав лечение, когда это показалось необходимым, медики спрогнозируют поведение больного хоть на небольшой срок.
"Закон существует и создан для того, чтобы защитить права психически больных. И это правильно, так должно быть. Другое дело, что у нас очень часто происходят перегибы как в ту, так и в иную сторону", - отмечает врач-психиатр Владимир Файнзильберг.
Впрочем,
с тем, что закон менять нужно, пусть и не так кардинально,
согласны все.