это как один из вариантов - чисто статистический, потому как определять доступность образования, исходя из количества стариков и грудничков - подход очень оторванный от реальных нужд в непосредственно получении образования.
Так что реальная доступность - это всё-таки возможность попасть на бесплатные места для тех, кто на них претендует.
Гы)) Цифирки про 5,2 уже тоже устарели.
На начало 2015/2016 учебного года у нас было 4766 тыс. студентов всего. Из них в госвузах - 4061 тыс, в частных - 705.
Принято студентов в 2016-м году всего - 1222 тыс. Из них в государственные - 1050 тыс. (цифирки отсюда: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf)
https://www.hse.ru/ege/stata_2016Бюджетный прием в российские вузы, участвующие в мониторинге, в 2016 году сократился примерно на 5% и составил 275 тыс. мест.
Год Число вузов Бюджетный прием, чел. Платный прием, чел.
2015 441 288 тыс. 140 тыс.
2016 425 275 тыс. 140 тыс.
Итого 275 тыс. бюджетных мест на 1050 тыс. поступивших в государственные ВУЗы, т.е. чуть больше четверти. Плюс коммерческие ещё - отдельно.
А тут мы возвращаемся к преимуществам ( с моей точки зрения) советского периода, когда рабочих мест хватало всем, и, получая специальность, каждый был уверен в наличии места её приложения. Государственная машина того вида и целеполагания справлялась и с расчётом мест в учебных заведениях, и с трудоустройством выпускников, и с ростом рабочих мест ( в иной, заметим, демографической ситуации).
Сейчас кто-нибудь обязательно будет настаивать, что безработица - это зашибись какое достижение капитализма))