ньюанс был, по большому счету, один: "лучший мир возможен". или нет. если да, то надо брать историю в свои руки, и спрямлять ее путь. если нет, оставить естественный ход событий. тут, собственно, вся разница между консерваторами и революционерами.
но есть идеи, а есть мотивы. голые идеи сами по себе ничем не двигают. они обретают силу только тогда, когда озвучивают мотив. цели можно ставить самые высокие, но чтобы пошло движение в масштабах, необходим стимул от самой земли. о чем бы ни мечтали идейные вожди и вдохновители, реальную силу движению дал голод. и началось это не в гражданскую, и не в империалистическую, а раньше.
на рубеже XIX-XX веков перед страной встала проблема аграрного перенаселения. людей некуда было девать -- на селе им не хватало земли, в городе -- работы. эволюционным (столыпинским, например) путем эта проблема должна была решаться так, кто лучше приспособился, тот въехал в рай, а кто не впишется в рынок (несколько десятков миллионов, оценочно) будут сами виноваты. альтернатива -- по-советски, выживать коллективно. трудовые армии, колхозы, стройки, заводы. выбор тогда был сделан, и все завертелось. но если бы вопрос "от земли" не встал ребром, еще сто лет бы мечтали по кабинетам...