А что есть справедливость: Справедливо ли то, что человек ест на завтрак омлет с точки зрения курицы? Морально ли это? Графф предложил рассмотреть тему абстрагируясь от таких ненадёжных факторов, как мораль.
ИМХО, надо рассматривать поднятую проблему в ракурсе не справедливости, а эффективности.
И СССР показал, что мир без кланов, сословий родов - суть Утопия. Всё это черты, присущие любому человеческому сообществу, поэтому строить государство надо, учитывая эту данность.
Ну, допустим не только в СССР. Не буду говорить про САСШ, но и в царской сословной России социальные лифты таки работали.
Два примера:
Илья Николаевич Ульянов (папа сами знаете кого), сын крепостного крестьянина, дослужившийся до личного, а потом и потомственного дворянства и почивший в чине действительного статского советника, аналогичного генеральскому.
Антон Иванович Деникин, сын отставного майора пограничной стражи. Папа майор, был крепостным, отдан помещиком в рекруты. За 35 лет службы и участия в разнеых военных компаниях, дослужился до майора. Его сын А.И.Деникин, сын крепостного крестьянина, напоминаю, дослужился в царской России до генерал-лейтенанта в возрасте 44 лет.
То есть социальные лифты работали. Плохо было то, что благодаря потомственности дворянства, количество предназначенных для службы индивидуумов превышало количество вакансий. В результате появилась с одной стороны масса Маниловых и Обломовых, не знающих, чем бы занятся, с другой стороны Герценов и Ульяновых, к сожалению знающих, чем занятся. Если бы всем этим бездельникам нужно было бы зарабатывать себе и семье на пропитание в поте лица, многое могло бы произойти по другому сценарию...Немного не так. Бабло - пусть наследуют. Тут грань тонкая. Но в элиту путь должен быть только через службу с нижних чинов. Да и говоря об "дворянстве", я имею в виду не столько материальные накопления (эти накопления в большей степени может иметь бизнесмен-купец), сколько привилегии непосредственно служащему человеку. Кои привелегии ни коим образом не передаются по наследству. Человек за службу должен иметь нормальные средства к существованию, воспитанию потомства, не более. Соответственно у его ребёнка есть возможность получить хорошее образование, но нет возможности безбедно жить на проценты с отцовских заслуг.