Обрати внимание, брат мой, на сии дела, кои мы слышали и видели от этого благословенного московского народа.
Какое убеждение! какая вера! какая преданность Богу!
Они даже не пускают чужестранца в свои церкви, думая, что он их осквернит; отнюдь не принимают и не любят людей другой религии.
Мне рассказывали, что, когда идет к царю турецкий посол, то его не вводят со стороны церкви Благовещения, дабы он не осквернил ее.
После того как он поцелует полу царской одежды, и царь положит свои руки ему на голову в знак дружбы, тотчас же, по выходе посла, он моет руки водою с мылом, думая, что они осквернены; затем призывают священников совершить водосвятие на том месте и окропить его, дабы оно очистилось, ибо осквернено.
Мы дивились и изумлялись такой точности. Да продлит Бог их (существование) до дня страшного суда и воскресения из мертвых!
Когда [они] входят в дом, прежде всего творят крестное знамение пред иконостасом и затем кланяются присутствующим: также поступают их мальчики и девочки, ибо вскормлены молоком веры и благочестия.
Смотря на таковые их действия, мы удивлялись не на взрослых, а на маленьких, видя, как они своими пальчиками творят крестное знамение по-московски. Как они умеют, будучи маленькими, творить такое крестное знамение!
Как умеют кланяться присутствующим!
Мы радовались на них. Какая это благословенная страна, чисто православная!
Ни евреи, ни армяне, ни другие иноверцы в ней не обитают и неизвестны.
Что касается купцов, то московиты всех их вообще знать не хотят и не пускают в свою страну для торговых дел.
Все это происходит от ненависти московитов к вере нашей страны и к нашему языку (т.е. к иноверцам и чужим языкам).
Затем, что строгость в этом огромном государстве очень велика.
Патриарх Никон сообщил в этот день за столом нашему владыке патриарху, что
кругом города
Казани живут шестьдесят тысяч мусульман, которые платят харач и (всякие) поборы. Они крестятся днем и ночью.
Он рассказывал, что московиты считают их нечистыми и не сообщаются с ними, не едят с ними и не пьют.
Кто из них окрестится, тот не смеет ходить к своим родным, а если пойдет по необходимости, то не ест с ними из одного блюда и за их столом, а из отдельного блюда и за отдельным столом, из опасения возбудить злобу московитов и подвергнуться наказанию от них за то, что он ел с мусульманами, ибо у них это считается чем-то отвратительным и весьма нечистым, именно (они думают), что крещение оставило его, и он нуждается в новом крещении.
В это время были доставляемы царю со всех сторон запасы, в особенности из городов и областей Сибири. Жители их – татары-магометане, и среди ни есть шерифы (благородные).
Все они носят колпаки и, проходя мимо христианина, снимают их, а если увидят священника или монаха, то, снимая колпак, говорят ему по-русски «благослови, отче!» ибо знают турецкий и русский языки.
Видя, что они так делают, мы дивились этому и немало изумлялись.
Их лица (мусульман) безобразны; некоторые из них походят на узбеков по длине бород и платья. Они чистые сунниты.
Они (мусульмане) сообщили нам, что обязаны платить царю ежегодную подать в 6.000 динаров, на каковую сумму привозят ему ревеня и чистого мускуса. Они сказывали нам, что
христиан называют у них казаками, а церкви монастырями, что у них были каменные мечети с минаретами, но патриарх Никон велел их разрушить.
В столице за ними строго смотрят: не пускают одних, но в сопровождении стрельцов, и отнюдь никто не смеет говорить с ними, разве только тайком, как мы делали.