В.ЧАПЛИН:Мы сейчас отправили корабли к берегам Сирии – это хорошо, но это должно быть только начало. Во всех тех местах, где люди озабочены опасностью цветных экспериментов над теми или иными народами, Россия вполне может присутствовать, в том числе военным образом, полномасштабно, даже если это будет означать участие в боевых действиях. И вот в этих действиях должен участвовать, по крайней мере, весь мужской элемент нашего народа, включая тех самых несчастных «хомячков», которые, очевидно, могут исправиться только тогда, когда они столкнутся с реальной мужской работой, с военной работой.
Ю.БУДКИН: У многих возникает вопрос, потому что представители Церкви, особенно официальные представители Церкви, не очень часто высказываются по политическим вопросам или так кажется: это Ваша личная позиция?
В.ЧАПЛИН: Это не совсем так. За последнее время по вопросам, которые волнуют страну, высказывался несколько раз святейший Патриарх. Конечно, он, понимая свою ответственность, как предстоятель Церкви говорит достаточно взвешенно – иначе и быть не может. Если бы Вы были патриархом, Вы поступали бы точно также – я в этом совершенно убеждён. Но на этом фоне высказываются очень свободно, очень ярко многие священнослужители и некоторые монашествующие. Это происходит в контексте дискуссий на разных Интернет-сайтах: некоторые ругают власть, причём, как правило, ругают её с консервативных позиций, за одним – двумя исключениями, некоторые поддерживают власть. И это священники разных поколений, не только молодёжь. Меня это очень радует. Я думаю, что Церковь не только как совокупность официальных церковных учреждений или совокупность иерархов, но и как совокупность людей – как священников, так и мирян с разными позициями может и должна говорить по всем вопросам, которые волнуют народ, будь то вопросы политики или экономики, вопросы государственного устройства, прошлого, настоящего и будущего страны. Это естественно для Церкви, потому что Церковь и народ – это в значительной степени одно и то же, Церковь – это не только люди в рясах.
Ю.БУДКИН: Хорошо. Тогда я по-другому сформулирую вопрос, чтобы Вы смогли коротко ответить: это Ваша личная позиция в статье «Непраздн(ичн)ые мысли», или эту позицию Вы согласовывали с начальством?
В.ЧАПЛИН: Вы знаете, у меня достаточно полномочий, чтобы формулировать позиции, которые касаются официального отношения Церкви к тем или иным политическим и общественным вопросам, и эта позиция является официальной. Но в данном случае это, конечно, личный текст, причём я прямо сказал: может быть, именно поэтому я его и опубликовал в праздники. Это мой вклад как священника, христианина, человека в дискуссию, которая сегодня ведётся. "