События последних дней в
Бахрейне очень напоминают происходящее в других арабских странах – Тунисе, Египте, Йемене и так далее. Но при всем бросающемся в глаза сходстве есть и кардинальное отличие: Бахрейн – одна из самых либеральных стран арабского Востока, и ее правители вот уже десять лет осуществляют дерзкие политические и социальные реформы.
Да и уровень жизни здесь весьма высок. Против чего же протестуют вышедшие на улицы массы?
В переводе с арабского Бахрейн значит: страна двух морей. Есть разные теории насчет происхождения столь странного названия – море ведь не с двух, а со всех сторон окружает этот состоящий из тридцати трех островов архипелаг.
Но сейчас страна оказалась разорвана между двумя силами, двумя направлениями ислама – между суннитами и шиитами.
Шиитское большинство и богатое меньшинство
Так же как в Ираке, шииты составляют здесь большинство – по некоторым оценкам, их уже почти две трети. Но реальная власть остается в руках суннитов – они в среднем и богаче, и образованнее, и занимают господствующие позиции в обществе. Что особенно важно, к суннитам относится правящая династия бин Халифа.
Король Бахрейна Хамада бин Иса Аль Халифа
Король Хамад бин Иса Аль Халифа считается отчаянным реформатором
Шииты, не совсем без оснований, считают, что они подвергаются дискриминации, хотя официально закон и провозглашает конфессиональное равенство. Именно шииты – их политическая организация "Аль-Уифак" - главный мотор движения протеста, хотя к демонстрациям последних дней присоединилось и некоторое число суннитов – тех, кто недоволен обстоятельствами своей жизни. А таковых даже в такой богатой стране как Бахрейн в годы международного экономического кризиса стало явственно больше.
Но так же как в других арабских государствах, требования демонстрантов - прежде всего политические, а только потом экономические. Здесь пока еще почти нет лозунгов свержения действующей власти – речь до сих пор шла в основном о расширении прав большинства и дальнейшей демократизации.
Но некоторые подозревают шиитские организации в лукавстве – добившись большей роли для своей общины, они могут попытаться повторить здесь иракский опыт, взять в итоге власть в свои руки и даже создать шиитскую исламскую республику – о чем давно мечтают в Тегеране.