Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века, когда на дуэлях побывала половина благородных дам Европы. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд - лишь часть того, что было причиной для поединка.Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует.
Женские дуэли, по сути, не имели правил. Дамы так входили в азарт, что дрались не только дуэлянтки, по ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки. В ход шло буквально все оружие. Дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль, дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой…
В результате из 10 дуэлей между женщинами 8 имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством только в 4 случаях).
В книги Роберта Балдика "Дуэль" упомянута история двух французских сестер-аристократок, дравшихся на дуэли в окрестностях Бордо в 1650 году. Старшая сестра была убита. Чтобы не причинять боль семье, хроникер не упомянул их имена.
Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (не путать с его однофамильцем, который позднее стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.
Другой известной, разумеется, в узких кругах стала дуэль между прелестной маркизой де Нель и графиней де Полиньяк, которые стрелялись из-за некоего Армана дю Плесси, который, впоследствии став герцогом Ришелье, без ложной скромности поведал о дамской дуэли в своих дневниках. Именно из них мы теперь знаем, что победила графиня, ранив соперницу в ухо.
В середине XVII века две француженки, Бопрэ и Арли, дрались на коротких шпагах. Обе до дуэли были необычайно красивы, что и оказалось причиной столкновения. Во время боя дуэлянтки наносили удары исключительно в лицо. Каждая старалась изувечить соперницу. И обе преуспели в этом. Возможно, на подвиги их вдохновил пример соотечественницы, театральной актрисы Мопен, которая хоть и не принадлежала к дворянскому роду, но была большой забиякой. Ее приключения начались, как и полагается, за кулисами родного театра. Коллега по работе, актер Дюмени, был слишком настойчив в своих ухаживаниях за девушкой (или ей это просто показалось). Оберегая свое доброе имя, Мопен вызвала наглеца на дуэль. Но тот, как и всякий нормальный мужчина, встретил это предложение смехом. Не утруждая себя соблюдением тонкостей дуэльного кодекса, актриса выхватила шпагу у проходившего мимо бутафора и жестоко избила обидчика, отобрав у него в знак победы часы и табакерку. Ну откуда бедняга Дюмени мог знать, что девушка была в весьма близких отношениях лучшем парижским учителем фехтования Сераном! Позже она так увлечется этим искусством, что выйдет за этого учителя замуж.
Вскоре актрисе представился случай еще раз проявить свои способности. Дело происходило на балу в Пале-Рояль. Одетая в мужской костюм, который был ей необычайно к лицу, фехтовальщица весь вечер ухаживала за самой красивой девушкой бала. Наконец несколько молодых людей предложили соблазнительнице оставить эту юную особу в покое. Видимо, предложение было высказано в достаточно грубой форме, поскольку Мопен тут же потребовала извинений, в которых ей было отказано. В конфликт вмешались дамы в почтенном возрасте и предложили вывести зарвавшуюся актрису. Двое молодых дворян поспешили исполнить поручение. Когда разгневанную девушку вытолкнули в сад, она выхватила шпагу у одного из провожатых и приказала другому защищаться. Вот тут мужчины допустили роковую ошибку. Вместо того чтобы вдвоем попытаться обезоружить противницу, они решили посмеяться над ней, ведь оба были неплохими фехтовальщиками. Первый со смехом встал в боевую позицию и... через несколько секунд упал смертельно раненный! Второй дрался уже всерьез, но и его постигла печальная участь товарища. Мадемуазель Мопен отбросила окровавленную шпагу и вернулась на бал. Людовик XIII, вообще жестко относившийся к дуэлянтам, простил эту очаровательную женщину, однако запретил ей впредь брать в руки оружие, заметив, при этом, что ей должно быть достаточно и женских чарНесколько позже на шпагах дрались некая мадам Бокли и девушка, чье имя история не сохранила; смертельные уколы были нанесены одновременно, и обе скончались на месте.
В 1701 году, в Турине, графиня Рокка дралась на шпагах с маркграфиней Белльгард. Дело происходило в закрытой комнате и без секундантов, поэтому мы не знаем подробностей поединка. о известно, что обе получили ранения - бой был яростный. Вообще, в женских боях многое решало эмоциональное состояние участниц. Показательна в этом смысле дуэль, произошедшая в 1833 году в Лондоне. Тогда некая Роза Кросби заколола насмерть соперницу, которая имела несчастье увести у нее мужа. Кросби сражалась впервые, а ее противница очень неплохо владела шпагой. Но победительницу окрылял праведный гнев, перед которым не устояло мастерство. Интереснейшая дуэль с переодеванием произошла во второй половине XVIII века. В доме красавицы-вдовы графини Сан-Бельмонт самовольно поселился некий французский офицер. Полученную от вдовы записку с просьбой очистить помещение молодой человек проигнорировал. Тогда графиня послала картель - официальный письменный вызов на дуэль, подписавшись: "Шевалье де Сан-Бельмонт". Офицер явился на место дуэли и встретил там незнакомого молодого человека. Стоит ли говорить, что это была переодетая и тщательно загримированная графиня. Через несколько минут боя она обезоружила противника и отбросила клинок ногой. "Вы думаете, мсье, что дрались с шевалье, - сказала она, - ошибаетесь - я мадам де Сан-Бельмонт. Убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам".
Ещё несколько женских дуэлей состоялось во второй половине XIX века. В 1868 г. в Бордо стрелялись две француженки, и одна из них была тяжело ранена. В 1888 г. на историческом поле в Ватерлоо француженка де Вальзиер ранила в поединке на шпагах американку Шильби. В 1892 г. в Лихтенштейне стрелялись принцесса Паулина Меттерних и графиня Кильманнсег.
Известны, ох известны случаи, когда к барьеру выходили представительницы прекрасного пола, причем, бывало, ради защиты мужской чести. Например, в 1872 г. во Франции мадам Шатеру, узнав о том, что ее муж получил пощечину (!!!), но не потребовал сатисфакции, сама вызвала и серьезно ранила его обидчика в поединке на шпагах.
В конце XIX века в Англии состоялась еще одна женская дуэль. В разговоре гостья сказала хозяйке дома: "А ведь когда-то вы были очень красивой женщиной". Хозяйка пришла в негодование оттого, что обидчица использовала английскую форму давно прошедшего времени. Бой произошел в Гайд-парке. Обидчица получила ощутимый укол в сгиб руки. По словам хроникера, "обе дамы удалились с поля боя с большим достоинством".
Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам.
Самой необычной дуэлью между дамами была дуэль между Жорж Санд и новой приятельницей ее друга, композитора Листа Марией Д’Агу. Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д’Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.
Впрочем, девушки не только убивали, они еще и выступали, демонстрируя всем свое мастерство. Некоторые из них гастролировали по всей Европе. Одним из постоянных мест для таких выступлений был Санкт-Петербург. И недаром! Здесь тоже встречались амазонки. Так первый в России профессор фехтования Иван Ефимович Севербрик обучал своему грозному искусству дам и девиц в шести почтенных семействах Петербурга. Анонимный "старожил и любитель фехтования" в газете "Северная пчела" © 15 1856 года рассказывает, как в 1827 году в Петербург приехала итальянская фехтмейстерша госпожа Боголини. Она постоянно навещала школу Севербрика, где фехтовала с лучшими бойцами города и с самим маэстро. Их старания не преподали даром - русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.
А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика.
Самой опасной для России дуэлью стала битва Софьи Фредерики Августы Анхальт-Цербской со своей троюродной сестрой. Не одолей она свою соперницу тогда, могла бы Россия лишиться Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика. Кстати, именно при Екатерине II русские дамы дрались с упоением. Только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых сама царица была секунданткой.
И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: “До первой крови!”, а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.
В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась.
Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина.
Княгиня медленно поднялась и жестом пригласили встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги.
После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения.
Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салон госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей.
В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: “Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость направленную на уничтожение соперницы”.
Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящество - вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность.
В целом, информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицированная, но кое-что можно найти.
Июнь 1829 года, Орловская губерния. Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли.
Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.
Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.
“- Дамы, к барьеру!”- сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка - и в тот же вечер девушки целятся в друг друга из пистолетов.
Последняя документально зафиксированная женская дуэль состоялась в 1902 г. в американском городе Нью-Кирк (штат Оклахома) между местными жительницами Эллой Цайлинг и Мэри Дотсон. Женщины стрелялись на пятнадцати шагах и, сделав по три выстрела, ни разу не попали друг в друга, после чего Дотсон, в нарушение правил, еще дважды нажала на спусковой крючок и ранила соперницу. Случись такое на поединке с участием мужчин, последние два выстрела были бы сочтены тягчайшим преступлением. Но в отношении Дотсон суд ограничился штрафом – видимо, была сделана скидка на чисто дамскую эмоциональность.