Поиски жанра
Длинная история создания нового «Москвича» началась, едва на конвейер встал 412-й. Главный конструктор А.Ф. Андронов, вдохновленный немецким Opel Rekord 1965 года, поручил создать автомобиль по классу больше 412-го (плюс 150 мм в базе), но сохраняющий черты существующей модели. Он считал дизайн «Москвичей» очень удачным, что, в общем-то, так и было. Но художникам задание, разумеется, не понравилось. Им хотелось делать нечто новое. Дошло даже до прямого конфликта, стилисты Леонов и Зайцев покинули завод.
Прототип «Москвич-3-5-2» 1970 г. — по сути, увеличенный «Москвич-412»
«Москвич-3-5-4», 1972 г.
Тем не менее, один за другим стали появляться прототипы серии 3-5 — седаны и универсалы. И все же медленно, но упорно художники отходили от дизайна 412-го. На опытные образцы машин более высокого, нежели серийный «Москвич», класса, ставили форсированные моторы — варианты 412-го и экспериментальные коробки передач КП-9 с нормальным, а не дистанционным, как на стандартной коробке, управлением.
Универсал «Москвич-3-5-3», 1972 г.
Наконец, в 1975-м уже при главном конструкторе И.К. Чарноцком создали прототип «Москвич-3-5-6» с двигателем 1,7 л мощностью 96 л.с. при 5500 об/мин и автоматической коробкой передач Borg Warner. Отечественного автомата по-прежнему не предвиделось. Лишь некоторые черты этого автомобиля угадывались в «Москвиче-2140», который встал на конвейер в 1976-м.
«Москвич-3-5-6» 1975 года с форсированным мотором и импортной автоматической коробкой передач
Салон «Москвича-3-5-6»
Но еще в 1974-м появился макет совсем нового по стилистике хэтчбека под условным названием «Дельта». Макет начальству понравился, и работа пошла в этом направлении. Уже в 1975-м создали хэтчбек «Москвич-С1», он же — «Меридиан-1700TS». Интересно, что доступ в багажник сделали не через цельную дверь, а лишь через крышку под стеклом. Начальство считало, что иначе при открытии багажника зимой выстудится салон.
Первый хэтчбек АЗЛК — «Москвич-С1», он же — «Меридиан-1700TS». На прототип поставили фары от Opel Ascona
Строго говоря, прототип С1 хэтчбеком не был, поскольку не имел цельной задней двери багажника
Салон «Москвича-С1»
«Москвич-С1» не был первым советским хэтчбеком. Еще в 1967-м создали прототип ИЖ-13, а в 1973-м начали серийное производство ИЖ-2125. Но он, все-таки, был производной от «Москвича-412», а С1 — совсем новым автомобилем с полностью независимыми подвесками, новой коробкой передач, форсированным мотором. Сделали три таких образца, потом усовершенствованные варианты «Москвич-С2» и С3. Последний уже был вполне полноценным, доведенным автомобилем.
Макет «Москвич-С2»
Тем временем, руководство советского автопрома судорожно искало для АЗЛК партнера. В качестве объектов производства рассматривали Citroen BX, FIAT Tipo, седан, проект которого предлагала фирма Porsche. Все это не состоялось, да и десять лет работы над собственными прототипами закончились ничем.
Последний из прототипов классической компоновки — «Москвич-С3»
Пришла министерская команда создавать иной — переднеприводный автомобиль, копируя его с французской Simca 1307. «Москвич-2141», как известно, появился еще через десять лет. Впрочем, это уже другая — непростая, но тоже по-своему интересная история...