Первый завод Boeing
Уильям Боинг родился в октябре 1881 года в городе Детройт. Закончив в 1903 году инженерный факультет Йельского университета в Сиэтле, молодой инженер ушел в бизнес: торговал древесиной в самом лесном штате Америки Вашингтоне. А затем, в 1908 году, прослышав о 1 съезде американских авиаторов в Лос-Анджелесе, Боинг поехал туда - и на всю жизнь проникся авиацией.
Тогда он даже попытался полетать на аэроплане, но никто из летчиков, участвовавших в съезде, не согласился взять настырного чайника. Неудовлетворенный Уильям Боинг вернулся в Сиэтл и решил всерьез изучить новую научную дисциплину - авиастроение.
Следующие 5 лет его увлечение носило в основном теоретический характер. В студенческом клубе он познакомился с коллегой по крови - бывшим военным моряком Джорджем Конрадом Вестервельтом, сыном переселенцев из Германии, закончившим курсы аэронавтики при Массачусетском технологическом институте. Они изучили все имевшиеся в тому времени конструкции аэропланов и даже совершили рискованный полет на одном из них. Пссажирское место на этом биплане было на крыле. Вспоминая о своем первом полете, Уильям Боинг признавался, что так и не понял, что позволило ему удержаться на этом крыле.
Но мечта оставалась неосуществленной вплоть до 1915 года, когда он повстречался с родственными душами — энтузиастами воздушных полетов лейтенантом флота Конрадом Уэстервельтом и пилотом Тирой Марони. На двухместном аэроплане Марони Уильям Боинг самостоятельно впервые поднялся в воздух, а приземлившись уже твердо осознал, что ему просто необходим свой самолет. Он отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина — непревзойденного авторитета тех лет. Оттуда он уже вернулся на собственном гидроплане.
На берегу озера Юнион Уильям Боинг переделал старый лодочный ангар для самолетов и организовал собственный клуб Pacific Aero Club, который предоставлял всем желающим возможность за небольшие деньги совершить прогулку на аэроплане. Конструкция гидроплана Мартина не устраивала Боинга, и Уильям решил сконструировать собственный самолет. Вместе с Уэстервельтом они нашли инженера-самоучку Херба Мантера, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш.
Он то и помог разработать конструкцию нового гидроплана (названного BW по первым буквам фамилий заказчиков) и построил 2 первых самолета. 15 июля 1916 года Уильям Боинг впервые взлетел на своем самолете, а через месяц зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co, основной целью которой было строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил $100 000 — гигантские по тем временам деньги.
Начал ее основатель с того, что пригласил на работу одного из немногих тогда в Штатах авиаконструкторов Цзу Вонга, а также двух способных инженеров из Университета штата Вашингтон в Сиэтле - Клэйра Эгдтведта и Филиппа Джонсона. В том же университете он взял в аренду аэродинамическую трубу - также редкость по тем временам. Это позволило организовать курсы по авиастроению и заняться подготовкой кадров.
В 1917 году корпорация Boeing насчитывала уже 28 штатных сотрудников - пилотов, инженеров-конструкторов, плотников и швей. Две последние профессии осуществляли наибольший вклад в производство самолетов: летательные аппараты представляли собой конструкцию из деревянного фюзеляжа и полотняных крыльев на деревянных рамах - железо оставалось на долю мотора и шасси. Ведущие пилоты-испытатели зарабатывали у Боинга по несколько сотен долларов в месяц, что по тем временам было отличным доходом. А когда дела у компании шли неважно, ее президент покрывал расходы из собственных средств.
Через год число работников перевалило за три сотни.И все из-за первой мировой войны. Когда Уильям Боинг узнал, что ВМФ нуждается в аэропланах для тренировки, его ведущий инженер Вонг за очень короткое время сконструировал гидроплан Model С, и вскоре два пилотных образца в разобранном виде были отправлены поездом на военно-морскую базу в Пансаколе (Флорида). Его аэропланы получили высокую оценку, и Boeing Airplane тут же получила свой первый солидный заказ на 50 гидропланов.
Но Америка вступила в мировую войну ближе к ее концу, и с 1918 года для авиастроительных фирм наступили тяжелые времена: армия в самолетах больше не нуждалась, а гражданская авиация находилась еще в зачаточном состоянии. Пришлось Боингу временно перестроиться на производство одежды, мебели и лодок - это позволяло сохранить рабочие места для плотников и швей.
До массового авиатранспорта было еще далеко, зато в самом разгаре было время авиационных рекордов. Свою лепту в историю вписала и компания Уильяма Боинга. В частности, в 1919 году он сам вместе с пилотом перевез на борту родного самолета C-700 60 писем и бандеролей из Канады в Сиэтл, открыв таким образом эру международной авиапочты.
Проблемы длились недолго: уже в начале 20-х годов высшее руководство американской армии осознало роль авиации в военном деле, и заказы пошли один за другим. Корпорации Boeing пришлось соперничать с ведущей в те времена фирмой Curtiss Aeroplane and Motor Company в споре о том, чей самолет-преследователь (прототип современных истребителей) окажется лучше. Поначалу лидировал конкурент, но затем наступил звездный час для Boeing, чья Model 15 открыла эру почти непререкаемого превосходства изделий Уильяма Боинга на рынке военной авиационной техники.
Параллельно корпорация развивала свой успех и на параллельном рынке авиапочты: самолет Model 40A выиграл конкурс федерального почтового ведомства, открыв в 1927 году первую регулярную авиапочтовую трассу Сан-Франциско-Чикаго. Успешному старту нового начинания не помешало и то, что вместо традиционной бутылки шампанского на торжественной презентации трассы из-за сухого закона была разбита бутылочка с газированным апельсиновым соком. Уже за первый год регулярных почтовых авиаперевозок компания Боинга перевезла около полутонны почтовых отправлений. А кроме того - почти 2000 пассажиров.
Самая первая пассажирка 40-й модели - корреспондентка чикагской газеты - провела весь полет в салоне размерами с крупный холодильник, а выпущенная в 1929 году трехмоторная Model 80 уже могла перевезти 12 пассажиров, которым помогали в полете первые в мире стюардессы. Это был первый самолет Боинга, рассчитанный на гражданскую авиацию.