
Сообщение от
Misantrop
Николай, тяжеловодные ЯР, конечно, неплохая штука, вот только отрицательный температурный эффект присущ не только им одним. К примеру, ВСЕ транспортные АЭУ советского образца этим свойством обладали изначально. А ведь среди них были самые разные типы установок. Просто, это было категорическим требованием при их проектировании (которое, кстати, на легководных реакторах организовать наиболее просто в силу их конструктивных особенностей). А при срыве в контурах охлаждения аварийно опасным является ЛЮБОЙ нагревательный элемент, независимо от физических принципов его работы. Ты просто слегка перепутал понятия, именно потому, что это для тебя не профильная тема. Отрицательный температурный эффект позволяет саморегулировать нейтронную мощность аппарата и вовсе никак не связан с остаточными тепловыделениями работавших сборок. Именно в силу того, что протекающие в них процессы и так являются глубоко подкритическими и в регулировке не нуждаются вовсе. Так что увеличение надежности нужно искать не в принципах регулирования, а в разработке и внедрения резервных дублирующих схем теплосъема, причем, именно конструктивно заложенных, не зависящих от грамотности (или безграмотности) оператора дежурной смены. И внедрением "защиты от дурака". К примеру, тех же рассекателей протекшего топлива под днищем реактора (или непосредственно в нем самом, как это сделано на транспортных установках). Именно для того, чтобы в случае плавления активной зоны топливо не дало критической массы. Тем же японцам вышло бы не особенно затратно под дном реактора организовать клиновидные щели, заполненные борной кислотой, она не портится и стоит не запредельно дорого... Тогда при аварии текущее топливо попало бы именно туда, куда нужно для надежного гашения аварии...