Вчера мой ученик, менеджер одного из отделений довольно знаменитого банка, пожаловался мне на жару - в офисе у них очень уж жарко. Я спросила его, отчего это так. Он сказал, что их банк проводит сэцудэн-кампанию, и кондицинеры в офисе установлены на 29 градусов, что при уличной жаре - 45-50 градусах на солнце - не очень-то помогает. Я спросила, кто устанавливает нормы на кондицинер. Он без задней мысли ответил: я. И тут же, осознав смысл вопроса, поспешно объяснил: понимаешь, к нам приходят клиенты, и если у нас в банке будет слишком прохладно, они подумают, что мы не проводим сэцудэн, и это плохо скажется на репутации компании!
"А с чего ты взял, что клиенты хотят, чтобы банк проводил сэцудэн?"
"Ну потому что все думают, что банк поддерживает правительство."
"И что?"
"Ну понимаешь, все думают, что правительство поддерживает банки финансово. На самом деле это не так, но все это думают. И поэтому если мы не будем проводить сэцудэн, на нас будут косо смотреть."
"А какая связь между деньгами клиента, электрической компанией, банком и репутацией?"
"Мм... ладно, забудь про деньги. Просто понимаешь, все же проводят сэцудэн. Мы же не можем вот так, взять и от всех отличаться. Наш головной офис проводит сэцудэн."
"Но разве от этого не понижается работособность, разве сотрудники не портят здоровье, разве клиенты не чувствуют себя плохо в твоем банке из-за сэцудэна?"
"Понимаешь, японский народ верит, что сэцудэн - это очень правильно. Такова наша культура."
"Даже если это не имеет смысла, даже если Токио-Электрик не имеет к этому региону никакого отношения?"
"Да, даже если это не имеет смысла."
Я подождала немного и спросила: ты знаешь, сколько стоит электричество в твоем офисе, ты хоть раз видел бумаги, ну хоть примерно?
Он смутился и ответил - нет.