В случае, если в Латвии возникнет вооруженный конфликт, вызванный вмешательством внешних сил, из страны готовы уехать 37% жителей. А почти половина не готова взять в руки оружие, чтобы защищать свою родину. Таковы результаты опроса, заказанного Министерством обороны. По мнению члена Комиссии Сейма по обороне и внутренним делам Янис Адамсонс уверен, это показывает, насколько низко доверие латвийцев к военным силам страны и правительству в целом.
Если в Латвии начнется война, только половина жителей останутся в стране. Каждый третий – тут же покинет государство в поисках более безопасного места. В комментарии Латвийскому радио 4 Адамсонс пояснил, что таким результатам опроса не стоит удивляться.
«По разным оценкам,
у нас в среднем где-то 500 тысяч уже уехали, несмотря на то, что никаких военных конфликтов у нас не было.
То, что выразили готовность уехать еще 600-700 тысяч человек, говорит только о том, что население нашего государства не верит правительству, руководству нашего государства. Во-первых, общество не верит, что государственные структуры будут их защищать (если были бы уверены, значит не собирались бы уезжать). А во-вторых, люди вообще не верят политическому руководству нашего государства», — сказал Адамсонс.
Впрочем, у социологов иное мнение на этот счет. Так, глава исследовательского центра SKDS Арнис Кактиньш, который проводил это исследование, уверяет, что не стоит оценивать эти цифры так однозначно. Если посмотреть на другие параметры опроса, вывод напрашивается как раз обратный – латвийцы стали больше верить властям и чувствовать себя более безопасно.
«Это не противоречит тому, что мы себя стали чувствовать более безопасно.
Вопрос был поставлен так: если бы в Латвии возник вооруженный конфликт, что бы вы делали? Ну, да, оказалось, что каждый третий житель готов покинуть страну. Но с другой стороны, насколько реальной мы считаем вероятность какого-то военного вмешательства в дела в Латвию? С этой точки зрения мы себя чувствуем более безопасно», — пояснил Кактиньш.
Больше всего латвийцы опасаются экономического кризиса. Более половины указали, что, по их мнению, это угроза номер один. 34 процента боятся преступности, каждый четвертый – террористических атак. Возможность военных конфликтов беспокоит каждого третьего. Притом в случае наступления той самой войны – почти половина жителей Латвии – 44 процента – сказали, что не готовы взять в руки оружие, чтобы защищать свое государство.
Но на этот показатель нельзя смотреть узко, говорит Кактиньш, и объясняет почему он свидетельствует о том, что латвийцы как раз таки более чем готовы сплотиться и дать отпор врагу.
«Чтобы защищать Латвию с оружием в руках, ты должен уметь им пользоваться. Если таких навыков у тебя нет, то естественно, ты должен рационально оценивать свои возможности. [...] Опрос показывает, что
абсолютное большинство мужчин заявили о готовности защищать Латвию с оружием в руках;
среди женщин этот процент гораздо ниже, что и понятно», — указал исследователь.
Того же мнения придерживается и член комиссии Сейма по обороне и внутренним делам Карлис Креслиньш. По его словам, ни одна статистика не отобразит реального поведения людей в экстремальных ситуациях.
«Когда возникает опасность — например, как в случае баррикад или балтийского пути — люди, конечно, сплачиваются и становятся на защиту своей родины. Именно в экстренных ситуациях патриотизм растет. Но на это нельзя уповать.
Руководству страны надо работать над тем, чтобы повышать доверие среди населения»,
— призвал Креслиньш.
Сам заказчик, Министерство обороны, комментировать исследование отказалось. Отреагирует ли ведомство какими-то практическими шагами на его результаты – вопрос без ответа.