Рассказ жителей Архангельской губернии, которых судьба забросила в Ливию... 
(http://echo.msk.ru/blog/echomsk/758856-echo/)
На  родину вернулись наши земляки, работавшие в Ливии по контракту в  западноевропейской строительной фирме. Личных данных, по понятным  причинам, молодые люди убедительно просили не называть, т. к. это может  сказаться на их безопасности и карьере.
Людмила и Андрей — семейная  пара. Андрей — инженер, уехал в Европу. Людмила — преподаватель, и она  согласилась рассказать о последних событиях, потрясших Ливию и мир.
Рассказывает Людмила, очевидец событий в Ливии:
—  18 февраля заканчивался отпуск, и мы прилетели авиарейсом в Бенгази.  Ничто не давало поводов для беспокойства. В городе была вполне обычная  обстановка. Уже утром, 19-го, когда нужно было выходить на работу...  ВДРУГ (очень неожиданно) начались беспорядки — группы молодёжи (теперь  их официальная пропаганда называет повстанцами и чуть ли не законным  правительством Ливии — прим. ред.) шатались по городу и громили всё на  своём пути. Так, на наших глазах был уничтожен городской парк, созданный  совсем недавно иностранцами по заказу правительства страны для этих  самых ливийцев.
Подростки (т. н. борцы с диктатурой Каддафи) вырубили  и сожгли деревья в парке, вывернули скамейки, изуродовали всё, что  могли. Затем погромы перекинулись на дома, где живут иностранные  рабочие. Квартиры грабились и поджигались. Иностранные рабочие (из стран  Азии и Африки) в жёлтых касках, которые они носят как отличительные  признаки, стали объектом для нападений со стороны вооружённых дубинками  молодых людей.
Стало понятно, что творится что-то неладное. По  телевизору новости западных телеканалов сообщали о народном восстании и  об атаках правительственных войск, которые обстреливают Бенгази из  артиллерии и бомбят с воздуха, хотя ничего подобного не было.
Решили,  что надо уезжать. Приехали в рабочий посёлок. Домики, где жили турецкие  рабочие, были уже сожжены, турки разбежались. Половина должностных лиц  нашей фирмы состояла из ливийцев и примерно половина из австрийцев. Сами  австрийцы получили распоряжение на организованную эвакуацию, немцы,  французы и прочие оставались сами по себе и никуда не собирались.
Ливиец  из фирмы нам посоветовал уезжать в Триполи, поскольку местный аэропорт  захвачен. Нужно было забрать паспорт и документы, оставленные в офисе.  Город был охвачен хаосом, погромами и самоуничтожением, но европейцев  никто не трогал. Поднявшись в офисное здание, которое уже заметно  пострадало (выбиты стекла), обнаружили мародёра, ломиком вскрывающего  чей-то офис. Переглянулись, но друг другу мешать не стали — просто  открыли ключом свой кабинет, взяли документы и ушли.
На своей машине,  забрав минимум вещей и трёх ливийцев — сотрудников фирмы, мы выехали в  сторону Триполи, это более тысячи километров.
— Там хорошее шоссе между Триполи и Бенгази?
—  В какой-то момент дорога заканчивается и начинается пустыня, приходится  ехать просто по пустыне, где повороты и направления обозначены лишь  вкопанными покрышками колёс. Мы бы просто заблудились, если бы не один  из ливийцев, знавший дорогу, точнее, направление.
— А как же железная дорога вдоль побережья, которую недавно начали строить наше РЖД?
— Мы слышали, что железную дорогу уже взорвали и разобрали.
— Похоже, если Каддафи устоит, вам будет не меньше работы снова всё восстанавливать?
—  За несколько месяцев до беспорядков Каддафи сделал в Бенгази  красивейшую набережную, кроме этого построено много жилья, современный  парк с газонами, деревьями, пальмами и фонтанами — живите люди,  радуйтесь. Нет, надо как дикарям всё разгромить! Так, набережная была  недавно просто уничтожена. Теперь громят свои дома.
— А знаменитая искусственная пресноводная река из недр Сахары — она достроена?
—  Мой муж строил этот водовод. Трубы диаметром 4 метра протянуты из  пустыни к побережью. Строительство недавно закончено, трубы наполнены  чистейшей водой. 
Теперь проблем с водоснабжением нет. Вот только у  населения довольно безалаберное отношение к воде. Если раньше вода была  буквально на вес золота, то теперь она просто течёт из открытых кранов.  Потому что пользование водой бесплатно, равно как и электроэнергия в  Ливии и символические «копеечные» коммунальные. Практически всё  оплачивает государство. Специалисты говорят, что запасов пресноводных  подземных озёр в пустыне хватит лет на 20, поэтому, наверное, выгоднее  было бы закончить опреснительную станцию на побережье, которую строили  американцы. Опреснительную станцию те же ливийцы и взорвали.
— И как же вы эвакуировались?
—  Добравшись до города Сирта, а это родина Каддафи и его верный оплот,  появилась нормальная дорога. Но город был наводнён военными и народным  ополчением, через каждые 50 метров посты. И мы бы точно застряли в  Сирте, но помог знакомый высокопоставленный военный (курирующий  строительство), который дал нам «зеленый свет» до Триполи. Там мы  остановились у знакомых, но поскольку события приняли затяжной характер,  мы приняли решение вернуться на родину.
— В Триполи всё спокойно?
—  Всё как обычно — работают магазины, кафе, офисы, предприятия,  бензоколонки, открыты школы, движение нормальное. Аэропорт работает как  обычно, самолёты садятся и взлетают. Военных особо не видно. Наблюдаются  только некоторые перебои с Интернетом и мобильной связью. Были какие-то  беспорядки вначале, но сейчас всё спокойно.
— А телеканалы какие?
— В основном местное телевидение, но если есть спутниковая тарелка, можно «поймать» и западные. Мы спокойно смотрели РТР.
—  Это правда, что в Ливии суровые законы? За подделку и продажу  поддельных лекарств — смертная казнь, за пьянство за рулём — смертная  казнь, за взятки и воровство — отрубают руку.
— Да, законы в  отношении порядка действительно суровы. В отношении алкоголя там «сухой  закон». Но один наш знакомый страдал от алкоголизма. Воровства и  криминала, как это у нас тут, в Ливии вообще нет (до последних событий).  А вот в Бенгази довольно много попадается одноруких, без левой руки.
— Как там насчёт орудующих наёмников?
—  Чернокожий боевик, которого поймали мятежники и показали по всем  мировым каналам, был просто нигерийским рабочим. Надо было сделать  сенсацию — сделали, хотя и на вранье. Идёт охота на ведьм. Поэтому  иностранцы сейчас и бегут из Ливии.
— Как местное население настроено  по отношению к Муамару Каддафи, которого на Западе принято называть  «кровавым диктатором», который 40 лет якобы мучает несчастный ливийский  народ?
— В Ливии все живут на дотациях от нефти. От добычи и  продажи нефти и газа доход распределяется среди всех ливийцев от ребёнка  до старика. Можно не работать и хорошо жить, имея и машину, и квартиру,  при этом практически ни за что они не платят.
Ливийцы или работают  на престижных местах или торгуют, или не работают совсем, особенно  молодёжь. Все не престижные и грязные работы выполняют иностранцы.
— По-нашему гастарбайтеры!
—  Да, дворники, строители, водители, и поэтому иностранцев в Ливии очень  много — египтяне, тунисцы, африканцы, пакистанцы, очень много китайцев,  все едут на заработки и всем хватает работы.
— Из-за чего тогда, считаете, весь этот сыр-бор?
—  Ну, там же много родовых кланов, племён, которые не имеют отношения к  делёжке доходов от нефти и газа. Каддафи раздаёт всё населению и тратит  на строительство. А всем этим главам племён очень хочется прибрать к  рукам нефтяные и денежные потоки, стать эмирами. Средневековый уровень  мышления. Поэтому там периодически возникают волнения на востоке страны.  А сейчас так совпало, что в соседних странах волнения начались, вот они  и воспользовались обстановкой.
Вот зачем нужно было сжечь свои же  дома и новостройки, имитируя бомбардировки — чтобы взбудоражить  впечатлительную западную публику и спровоцировать вторжение НАТО, дабы  сместить Каддафи, как это уже было с Милошевичем и Саддамом Хусейном.
Они  действительно могут очень пожалеть о сытых временах, когда правил  полковник. Поэтому те, кто поддерживают Муамара Каддафи, понимают, что  им есть что терять.
— И поэтому Каддафи готов вооружить сторонников?
— Да, там оружия и без этого много. Культ воина. Мужчина, отслуживший в армии, имеет право своё личное оружие забрать с собой.
— Кроме Триполи удалось ли увидеть достопримечательности страны?
—  Мы были в древнеримских городах Лептис-Магна, Сабрата и Кирене на  побережье. Античные дворцы, храмы, амфитеатры, не менее красивые чем в  Греции и Турции. Древние развалины посещать можно свободно — 2 евро за  вход и пять за видеосъёмку. Туристов не видно — всё-таки, страна,  закрытая от посторонних глаз, хотя уникальных памятников сохранилось  очень много.
— Жаль, что так просто в Ливию не попасть.
— В  прошлом году руководство Ливии приняло решение о упрощении визового  режима, чтобы развивать туризм. Говорят, что Ливия будет открыта для  туристов (только у американцев, кажется, будут проблемы). Круизные  лайнеры уже стали заходить в порты, и туристы могут посещать Триполи,  Бенгази и Тобрук. Поскольку жилищная программа выполнена, население и  иностранные рабочие обеспечены жильём, все эти сверхдоходы от нефти  направляются на строительство отелей и гостиниц, в том числе и очень  престижных. Начался строительный туристический бум. Каддафи сказал, что  Ливия к 2012-му году станет туристической Меккой средиземноморья.
За  последние несколько лет Каддафи разогнал ряд министерств как «дармовых  прожирателей» народных денег, высвободившиеся средства целенаправленно  пошли на помощь ливийским семьям.