САИФ АЛЬ-ИСЛАМ КАДДАФИ, сын полковника Каддафи и ливийский политик: Спасибо вам.
В 2008 году вам были рады в Лондоне, Тони Блэр обнимался с вашим отцом, а вы сами получили докторскую степень в Лондонской школе экономики. Прошло всего три года — и вот уже вас ругают все СМИ, НАТО обстреливает Ливию ракетами и пытается убить вас, и в вашей стране идет гражданская война. Почему ваша судьба так резко изменилась?
САИФ АЛЬ-ИСЛАМ КАДДАФИ: Это важный урок для всех: и для нас, и для всех остальных. Многие страны (Иран, Северная Корея и другие) теперь говорят нам: «Видите, ливийцы, в чем была ваша ошибка? Вы отказались от оружия массового уничтожения, вы свернули работы по созданию баллистических ракет, вы начали дружить с Западом — и вот вам результат». Что же получается? Получается, что это сигнал для всех: нужно быть сильными, никогда нельзя доверять Западу, и нужно всегда быть настороже. Потому что для этих людей не существует дружбы. Они за один день изменили свое отношение к нам и начали бомбить Ливию. То же самое может случиться с любой страной.
Раз уж мы заговорили об ошибках и уроках на будущее, что бы вы сделали сейчас по-другому?
САИФ АЛЬ-ИСЛАМ КАДДАФИ: Одна из наших главных ошибок — это то, что мы прекратили, или, вернее, приостановили закупки современного оружия, особенно из России. Это была большая ошибка. Мы также замедлили процесс создания сильной армии. Мы думали, что нам никогда больше не придется воевать. Мы думали, что и США, и Европа стали теперь нашими друзьями и нам больше никогда не придется воевать.
Итак, одной из ошибок было то, что мы не стали создавать современную, сильную армию, потому что мы думали, что все проблемы остались в прошлом и мы теперь мирная страна. Мы думали: оружие массового уничтожения, Локерби — все это осталось в прошлом. Мы думали, что теперь у нас со всеми будут нормальные отношения, деловое сотрудничество и так далее.
Ливийцы считают, что это была наша ошибка. Мы повели себя слишком мягко по отношению к врагам. Теперь все винят меня. Они говорят: «Это все из-за тебя и твоей мягкости. Ты пытался всем угодить, и в результате теперь враги со всех сторон нападают на Ливию».