Вы прям какую-то идеальную систему предлагаете, а не реальное государство и реальное общество.
А в реальном обществе ВСЕГДА БЫЛИ ЕСТЬ И БУДУТ те, кому "познание науки" не нужно совершенно, и не обязательно они, кстати, дебилы. Просто, считающие, что в реальной жизни глубокие познания в химии, физике, начала математического анализа, стереометрические задачи и экономическая география латинской Америки им не понадобятся. Да, им тоже, конечно, можно попытаться дать основы этих наук, вдруг что-то запомнят, а когда-нибудь вдруг да понадобятся. Но есть и особый контингент, который знает сам, а самое главное - это понимают все окружающие, что ничего этого ему не надо сейчас и не надо будет никогда. Так с кого Вы предлагаете спрашивать, за то, что он соввершенно не желает учиться? С учителей? С родителей? А как наказывать? Угрожать родителям уголовным преследованиям за ненадлежащее воспитание? А если родители уже в тюрьме, например?
Государству необходимо чётко дать понять людям, что может дать образование и куда необразованным путь закрыт, а главное - подтверждать это обещание конкретными делами.
А выбор каждый вправе делать сам.
Советская власть, ликвидируя безграмотность в 20-х годах прошлого века не загоняла всех в класс из-под палки, но большое внимание уделяла агитации.