Цитата Сообщение от Борис, Х-Мерлин Посмотреть сообщение
согласен... меня несколько смутили все эти сбитые пилоты в пятидневнйо войне... испытатели там чегото... где стоевики?
Строевики, в смысле? Да вон, летают - сегодня энгельсские Ту-95 гудели буквально с утра до вечера, весь световой день. Остальные - истребители, штурмовики, бомбардировщики, вертолетчики - тоже летают. Даже иногда, к сожалению, бьются...

Проблемы с кадрами есть, потому что долгое время почти не было молодежи - в середине 90-х - начале 2000-х "потеряно" буквально целое поколение пилотов. Когда развалился Союз, и упал (еще до этого, надо заметить - стараниями "дерьмокрадов") престиж воинской службы - резко снизилось число желающих поступать в летные училища. Сначала было не слишком заметно - из-за общего сокращения ВВС по сравнению с советскими был большой выбор желающих остаться в летном составе. Когда авиацию почти полностью "посадили" на землю, урезали финансирование и т.п. (средний налет по 5-7 часов в год, и то "по кругу" - это нет ничего и не называется никак, это только чтобы не забыть, как чем вообще управлять...) - очень многие ушли. Очень.

С приходом Путина и некоторым подъемом патриотизма, да и повышением внимания власти к проблемам ВС - повысился и набор в училища. Но - набор еще не выпуск... Недавняя катастрофа Ми-24 у нас в области - наглядный пример: учебный полк при Сызранскому училище, из-за отказа техники разбились пилот 2008 года выпуска и инструктор 2002 года выпуска. В училищах и учебных частях техника изношена до предела, новая поступает по чайной ложке даже не в час - в год. Поскольку до 2004 года были более чем конкретные проблемы у "оборонки", более-менее оправились от этого только к 2007 году, но и то - новую технику в первую очередь гонят в "линейные" части, на боевое дежурство. Учебные - "донашивают" еще советскую, в том числе и приходящую из войск после замены на новую.

Слава Богу, сейчас даже в кризисных условиях правительство решило, что лучше оставить бюджет с дефицитом, чем "урезать" расходы на оборонку. Но - оптимизировать взялись всерьез, начали трясти и "выносить сор из избы" за нецелевое расходование вполне конкретно, вплоть до увольнений и уголовных дел.

Однако так или иначе - а то "пополнение", которое пошло в училища в 2001-2003 годах, еще совсем "зеленое". Это еще заготовки для настоящих летчиков, которые нужно доводить в воздухе до нужной кондиции. Чем, кстати, сейчас Энгельс и занимается - за остальные части не скажу, а "стратобомберы" наши даже "на полный радиус", в Атлантику, к Аляске и под полюс "вывозят" молодых, если идет пара - то на одной из машин как минимум штурман обязательно не выше старлея.

Но даже летчики, которые после выпуска успели налетать 2-3-4 года - это еще "молодежь", фактически первый год в войсках пилот только учится летать "по-настоящему", это всегда и везде так. На наработку опыта - нужно время.

А в "пятидневной войне", особенно в первые день-два - условия были крайне сложные. Если внимательно следили за ее ходом - в первый день вообще была облачная погода, из-за этого даже американские развед.спутники "прозевали" начало выхода наших колонн в сторону Цхинвала. Местность - горная, полностью незнакомая, тактическая обстановка - "слоеный пирог", при котором до конца не понятно, где свои, где чужие и т.д. и т.п. Естественно, что такие условия требуют наиболее опытных пилотов.

Однако слухи о том, что летали и были сбиты "одни инструкторы" - сильно преувеличены. По конкретным потерям, только что уточнил из открытых источников:

8 августа - Су-25 южнее Цхинвала - пилот Олег Теребунский, подполковник, военлет 2-го класса, зам.ком.эск из 368 шап (Буденновск). Катапультировался, вышел к своим.

Ночь с 8 на 9 августа - Ту-22МР: командир - подполковник Александр Ковенцов, зам.ком.полка (пропал без вести), второй пилот - майор Вячеслав Малков - успел катапультироваться, получил ранения и травмы, уйти не смог, попал в плен, освобожден 19 августа, штурманы - майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров - погибли, тела обнаружены.

Весь экипаж - "строевой", 52-й тбап (Шайковка).

Утро 9 августа - Су-24М 929-го ГЛИЦ ВВС (Ахтубинск). Те самые инструкторы-испытатели - полковник Игорь Зинов и штурман-испытатель полковник Игорь Ржавитин. Вылетали на подавление позиций артиллерии, уже после нанесения удара по самолету было сделано 3 пуска ПЗРК, попадание третьей ракетой. Катапультирование происходило с малой высоты, штурману повредило парашют обломком самолета, разбился, пилот при приземлении получил тяжелые травмы, был взят в плен, освобожден 19 августа.

Утро 9 августа - Су-25 368-го шап (Буденновск) - пилот полковник Сергей Кобылаш, командир полка. При атаке колонны грузинских войск южнее Цхинвала получил попадание ПЗРК в левый двигатель, начал уходить к своим, над Цхинвалом был принят осетинами за грузинский и сбит вторым ПЗРК - в правый двигатель. Хороший самолет Су-25, но по ракете в каждый движок даже для него слишком много, при любом мастерстве пилота... Катапультировался, подобран вертолетом поисково-спасательной группы.

День 9 августа - Су-25 368-го шап (Буденновск) - пилот майор Владимир Едаменко, командир звена. Вылет в составе пары на сопровождение и обеспечение продвижения колонны 58-й армии, пуск ЗРК "Бук-1М", пилот катапультировался на сверхмалой высоте, разбился из-за сложного рельефа и неполного раскрытия парашюта.

По неподтвержденным данным, 11 августа ошибочным пуском российского ПЗРК ("дружественным огнем", как говорят в таких случаях американцы ) был сбит Су-24МР из состава 968-го исследовательско-инструкторского смешанного авиаполка. Экипаж - полковник Олег Сторожук и подполковник Владимир Богодухов - катапультировался, приземлился в расположении российских войск.

Есть так же неподтвержденные данные об участии в БД самолетов и пилотов 959-го бап из Ейска (Су-24). Замечу, что их тоже могли записать в "инструкторы", перепутав с базирующейся на тот же аэродром авиагруппой Ейского военлетного училища - но у тех все-таки Л-39.

Как видим, и основная "работа", и основные потери пришлись на вполне "строевой" 368-й штурмовой авиаполк. То, что под удар попадали в основном командиры (вплоть до командира полка) - тоже ничего удивительного. В бой идут одни "старики". На самые сложные и рискованные задания любой нормальный боевой офицер пойдет первым, отодвинув зеленого "летеху". И для пользы дела - все-таки у опытного офицера больше шансов выполнить такое задание - и для того, чтобы не погубить зря "молодого"...

Решайся на той войне вопрос - быть или не быть России, возникни необходимость поднять в воздух всех, кто способен летать и воевать - подняли бы. От лейтенантов до генералов. А поскольку это локальный конфликт, да еще и в сложных горных условиях - естественно, посылали наиболее опытных. В том числе и инструкторов, и испытателей. Было бы несколько странно, если бы инструктор учил других летчиков воевать, при этом уклоняясь от возможности приобрести реальный боевой опыт. Но основную работу в воздухе приняли на себя именно "воздушные рабочие войны" - те, кому это и положено "по штату".

Так что - можете не смущаться вопросом, где строевики. И летают, и воюют, и гибнут - вечная им память...