Я внимательно изучил взлеты и падения американского отношения к России на протяжении многих лет. Я обнаружил тесную взаимосвязь между изменениями в отношении и тремя внешними факторами: (1) инициативами руководства, (2) геополитическими событиями и (3) организованными негативными пиар-атаками. Вот лишь несколько примеров.
В начале 2001 года с симпатией к России относилось чуть более 50 процентов американцев. Затем, после событий 11 сентября, когда тогдашний президент Владимир Путин начал демонстрировать явную поддержку Америке, процент благожелательного отношения к России подскочил до 66. Но инициативы руководства могут и негативно влиять на общественное мнение. Возьмите для примера речь президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan) об "империи зла", с которой он выступил в 1983 году. До этой речи положительно к Советскому Союзу относилось чуть больше 20 процентов опрошенных. После нее лишь 8 процентов американцев сохранили такое благожелательное отношение. Чтобы изменить их мнение в положительную сторону, понадобилось четыре долгих года.
Что касается геополитических событий, то закат Советского Союза вызвал рост симпатий к России, и позитивно о ней стали думать 66 процентов опрошенных. А из-за конфликта в Косово в 1999 году этот показатель резко опустился до 33 процентов.
Воздействие негативных пиар-атак можно проследить на примере последних нескольких лет. Нападки на Россию сыпались градом, особенно в связи с убийствами автора журналистских расследований Анны Политковской и известного бывшего шпиона Александра Литвиненко, действиями России по взысканию задолженности по оплате газа с Украины, а также войной в Грузии в августе 2008 года. Тогда положительное отношение к России упало с показателя в 58 процентов в начале 2006 года до минимума в 40 процентов в начале года нынешнего.
Я внимательно и глубоко изучил то, как СМИ освещали убийство Литвиненко, и представил свои изыскания на суд Всемирного конгресса Международной федерации журналистов, который в 2007 году состоялся в Москве. Я выяснил, что главная тема, которую освещали мировые средства массовой информации, по сути дела, не имела под собой никакой основы. Материал для нее изготавливал и распространял главным образом недовольный российский магнат, проживающий за рубежом (мой отчет можно найти на
www.publishinghelp.com/rp091).
Что касается других пиар-атак, я не знаю, кто несет за них ответственность. Исключение составляет преобладающее мнение о том, что грузинское правительство наняло западную пиар-компанию, чтобы та сочинила и поддерживала всю эту историю с войной. Этим можно объяснить тот факт, что на страницах печати преобладали заголовки типа "Россия нападает на Грузию", а такие названия как "Грузия нападает на Южную Осетию" оставались без внимания.