Во время Крымской войны 1853-1856 гг. при обстреле Новороссийска неприятельскими судами с 28 февраля по 4 марта 1855 г. иеромонах Парфений перед лицом смертельной опасности неотлучно исповедовал и причащал раненых воинов, отпевал погибших. За личное мужество иеромонах Парфений был награжден 20 марта 1857 г. наперсным крестом от Св. Синода, а 7 апреля возведен в сан игумена. Игумен Парфений имел также бронзовый крест в память о Крымской войне, медаль и крест, учрежденный для служивших в Кавказской армии.
Протоиерей Дамиан Бариз, священник 45-го Азовского пехотного полка, во время 11-месячной кровопролитной осады Севастополя неотлучно находился в рядах защитников города. По рассказам участников обороны, отец Дамиан, невзирая на смертельную опасность, вел себя в сражении с удивительным хладнокровием. То в качестве утешителя, то как брат милосердия, то как духовный отец он напутствовал умирающих, оказывал первую помощь раненым, выносил из-под огня. Бывало, когда заканчивались бинты, он разрезал на себе рясу, подрясник, рубашку, чтобы раненый воин не истек кровью. По ходатайству командования, за добросовестную службу и подвиги отец Дамиан был награжден двумя золотыми наперсными крестами, один из них – на Георгиевской ленте.
Иеромонах Иоанникий (Добротворский) в ночь со 2-го на 3-е марта 1855 года в составе одного из батальонов Камчатского полка участвовал в бою, ободряя своим словом и примером солдат, тут же напутствовал умирающих, утешал и перевязал раненых. Среди трупов вражеских солдат пастырь усмотрел офицера, притворившегося мертвым, которого пленил и сдал военному начальству. За отличие и мужество иеромонах был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
В ночь с 10 на 11 марта 1855 г. иеромонах Иоанникий (Савинов), узнав об очередной вылазке англичан, пошел за войсками, за своей паствой, чтобы быть рядом при умирающих и напутствовать их в жизнь вечную, утешать в страданиях раненых, ободрять упавших духом от изнеможения воинов. Был смертельно ранен и посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени – наградой, редчайшей для священнослужителя.
Священник Брянского полка отец Василий Виноградов за неустрашимость при штурме Силистрии, когда он под сильным огнем неприятеля живым примером и красноречивым словом возвышал дух христианского мужества в солдатах, а также за мужество во время осады Севастополя пожалован орденом Святой Анны III степени с мечами.
Немало военных пастырей сложили свои головы при обороне Севастополя – напутствуя умирающих, погребая убитых, при совершении богослужений на бастионах и в лазаретах, при оказании помощи раненым и больным. Их имена были сохранены в летописи архивов Духовного правления и церквей Севастополя. Священник Минского пехотного полка Иоанн Еланский скончался от раны, полученной в момент напутствия умирающих на перевязочном пункте. Священник того же полка Василий Дубневич погиб при исполнении своих священнических обязанностей на передовой линии. Его судьбу разделили священники Московского пехотного полка отец Виктор Грачев, Низовского пехотного полка отец Михаил Розанов, Углицкого егерского полка отец Афанасий Никольский, Белостокского пехотного полка отец Григорий Судковский, Смоленского пехотного полка отец Илия Терлицкий и многие другие.
Из двухсот военных священников – участников Крымской войны двое были награждены офицерским орденом святого великомученика Георгия Победоносца IV степени, 58 – золотым крестом на Георгиевской ленте, 5 – золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества, 29 – золотым наперсным крестом от Святейшего Синода, столько же – орденами Святого Владимира III и IV степеней.
26 ноября 1869 года в России торжественно отмечали 100-летие ордена святого Великомученика и Победоносца Георгия. На праздничной церемонии в Зимнем дворце внимание собравшихся невольно привлекал военный священник. Его скромная ряса, украшенная двумя георгиевскими наградами – орденом святого Георгия IV степени и наперсным крестом на Георгиевской ленте, контрастно выделялась на фоне шитых золотом военных и придворных мундиров. А после того, как отца Иоанна удостоил беседой император Александр II и присутствующим показали покореженный пулей наперсный крест и разорванную шрапнелью епитрахиль военного священника, интерес к нему стал всеобщим.
Иоанн Пятибоков начал службу в 1848 году младшим священником Костромского егерского полка. Полковой батюшка быстро завоевал любовь и уважение однополчан. Особенно импонировало солдатам то, что отец Иоанн не робеет в бою и никогда не кланяется вражеским пулям. Когда священника упрекали в «излишней» храбрости, он неизменно заявлял, что не может кланяться басурманским пулям, так как привык это делать только перед святыми иконами. Когда в марте 1854 года при форсировании Дунай под огнем турецкой артиллерии солдаты дрогнули и смешались, перед полком с крестом в руке появился отец Иоанн и с призывом: «С нами Бог! Родимые, не посрамим себя! Сослужим службу во славу святой Церкви, в честь государя и на утешение нашей матушки России!» пошел на врагов. Солдаты устремились за полковым батюшкой. Турецкие укрепления были взяты, и одним из первых на них взошел отец Иоанн, получивший в ходе боя две контузии. Крест с отбитой пулей правой стороной и пробитую шрапнелью епитрахиль, бывшие на Пятибокове в этом бою, и показывал император собравшимся в Зимнем дворце. За этот подвиг отец Иоанн стал третьим среди священнослужителей кавалером ордена Святого Георгия IV степени.
Началось покорение Заилинского края Семиречья в Средней Азии (1839-1877 гг.). В 1864 году в ночь с 14 на 15 июля была предпринята атака на крепость Ташкент. Русские воины были остановлены сильным огнём противника. Тогда военный священник протоиерей Андрей Малов высоко поднял крест и с криком: «Братцы, за мной!» выбежал вперед. За ним последовали солдаты, которые сломили сопротивление противника. Ташкент был взят. При покорении Бухарского ханства в 1865 году 18 мая генерал Романовский начал штурм крепости Ходжент, – и снова, как и при штурме Ташкента, впереди штурмовой колонны с крестом в руках был протоиерей Андрей Евграфович Малов.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов отличился священник 160-го пехотного Абхазского полка 40-й пехотной дивизии Феодор Матвеевич Михайлов. Во всех сражениях, в которых принимал участие полк, отец Феодор находился в передовых цепях. Своей необычайной храбростью священник Феодор Михайлов был известен всему отряду, действовавшему на кавказско-турецкой границе. После каждого сражения между солдатами полков отряда велись разговоры об этом удивительно бесстрашном старичке. За отличие в боях с турками при блокаде города Эрзерума он был произведен в сан протоиерея, кроме того, был награжден орденами Святой Анны II степени с мечами, святого Владимира IV степени с мечами и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Различных медалей и крестов отец Феодор имел так много, что по своей скромности стеснялся ходить по городу в полной форме.
Мужество при выполнении пастырского долга в ходе русско-турецкой войны проявил также протоиерей Доримедонт Петрович Поповицкий, священник 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка (старейшего в Русской армии), который был ранен в грудь в момент напутствия умирающего воина на поле брани.
В Ахалтекинской экспедиции 1881-1882 годов «за мужественное поведение в боях по ходатайству генерал-адъютанта М. Д. Скобелева золотым крестом на Георгиевской ленте были награждены священники Михаил Жигунов и Димитрий Гачечиладзе».
В 1891 году в ведомстве протопресвитера армии и флота (главного военного священника) находилось 407 церквей, и при них: протоиереев – 106, священников – 337, протодиаконов – 2, диаконов – 55, псаломщиков – 68, всего – 569 человек, из которых 29 было с академическим образованием, 438 с семинарским и 102 с училищным и домашним.
К концу XIX века в русской армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц из числа военного духовенства. Департаменту военных священников были подчинены 24 военных собора, сотни церквей (437 полковых, 13 крепостных, 32 госпитальные, 17 тюремных, 33 судебные и так далее), а также целый ряд лечебных, учебных и прочих богоугодных заведений.
Войны начала ХХ века – Русско-японская и первая мировая – дали еще множество примеров героизма военных пастырей. Священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Стефан Щербаковский в бою под Тюренченом, благословив стрелков, с пением «Христос воскресе» пошел в атаку во главе знаменной роты, был ранен. Стал пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей. Священник крейсера «Варяг» Михаил Руднев во время боя бестрепетно ходил по залитой кровью палубе, напутствуя умирающих, оказывая помощь раненым и воодушевляя сражавшихся. Взяв образ в руки, отец Михаил стал на видном для всех месте, чтобы каждый из членов экипажа, взглянув на образ, мог вспомнить о том, что в тяжелую минуту жизни он становится под защиту Божию. Награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.