Показано с 1 по 33 из 2335

Тема: Ракетная тема

Комбинированный просмотр

  1. #1
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    155

    По умолчанию

    Но если обсуждать - то уж не надо о очевидном говорить.
    Ясен пень - по удельному импулсу никогда твердотопливные не опередят жидкостные ракеты - а посему в гражданском космосе им ничего не светит (кроме стартовых ускорителей).
    А в военной области удельный импульс важен конечно - но тут он не на первом месте - при массовости производства - ясное дело важнее стоимость - а тут твердотопливные вне конкуренции.
    Так же как и в жидкостных ракетах - гептил еще наверно долго у нас на первом месте в стратегических ракетах будет.
    А в гражданских он однозначно будет вытеснен жидководородными двигателями - тут удельный импульс можно только ядерными движками переплюнуть - которые опять таки пойдут только в гражданский космос...
    Поэтому на очевидных вещах сосредотачиваться не стоит - они тривиальны.

    А вот в военной области - почему у нас не получаются мощные твердотопливные движки - я не очень понимаю до сих пор. А если бы они были - они бы и в гражданских ракетах очень бы пригодились в качестве стартовых дополнительных ступеней - как на шаттле.

  2. #2
    ***** Аватар для Дохляк
    Регистрация
    18.02.2009
    Адрес
    Москва
    Возраст
    55
    Сообщений
    9,242
    Записей в дневнике
    4
    Вес репутации
    212

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Tkachenko Посмотреть сообщение
    А в военной области удельный импульс важен конечно - но тут он не на первом месте - при массовости производства - ясное дело важнее стоимость - а тут твердотопливные вне конкуренции. А в гражданских он однозначно будет вытеснен жидководородными двигателями - тут удельный импульс можно только ядерными движками переплюнуть - которые опять таки пойдут только в гражданский космос...
    однако, на первую ступень кислородно-водородные двигатели не ставятся. тяга на уровне моря у них не та, верно? выходит, на первой -- только керосин или гептил. ну, или воздушный старт. то бишь, зоопарк технологий, как ни крути. здорово для рекордов, но каково для массового производства и эксплуатации?

    Цитата Сообщение от Tkachenko Посмотреть сообщение
    А вот в военной области - почему у нас не получаются мощные твердотопливные движки - я не очень понимаю до сих пор. А если бы они были - они бы и в гражданских ракетах очень бы пригодились в качестве стартовых дополнительных ступеней - как на шаттле.
    "разнородный" комплекс дороже выйдет в обслуживании. американцы на это традиционно большой болт забивали, но вот оно и аукнулось, с шаттлами. на чем мы сейчас держим свои позиции в области масовых запусков, я считаю, это на относительно более простых (в частности, "однородных" по топливу) конструкциях ракет-носителей.

  3. #3
    ****
    Регистрация
    22.01.2009
    Адрес
    Днепр-БахрДар-Днепр
    Сообщений
    648
    Вес репутации
    60

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
    однако, на первую ступень кислородно-водородные двигатели не ставятся. тяга на уровне моря у них не та, верно?
    в данный момент? смотря о тяге какого уровня идёт речь.
    к примеру
    Тяга: Вакуум: 190 тс (1 864 кН)
    Ур.моря: 147.7 тс (1 448 кН)
    водородный Энергии
    и
    Тяга: 821 кН (на ур. моря)/ 1 MH (в вакууме)
    керосиновый Союза

    и оба работают "с нуля" т.е. в данном вопросе ноги немного не из тяги растут

  4. #4
    ***** Аватар для Дохляк
    Регистрация
    18.02.2009
    Адрес
    Москва
    Возраст
    55
    Сообщений
    9,242
    Записей в дневнике
    4
    Вес репутации
    212

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от gsm65 Посмотреть сообщение
    в данный момент? смотря о тяге какого уровня идёт речь. к примеру
    Тяга: Вакуум: 190 тс (1 864 кН) Ур.моря: 147.7 тс (1 448 кН)
    водородный Энергии и
    Тяга: 821 кН (на ур. моря)/ 1 MH (в вакууме) керосиновый Союза
    РД-107 (Союз) неудачный пример, у него рекордно хреновые показатели в этом отношении. удельный импульс на уровне моря -- 82% от удельного импульса вакуума. для сравнения: РД-170 (Протон) -- 92%, НК-33 (Н-1) -- 90%, РД-253 (Протон, гидразин) -- 90%.

    водородные двигатели: RS-24 (маршевые шаттла), снижение удельного импульса и тяги на уровне моря -- 80%. второй ступени Энергии (РД-0120) -- тоже около 80%.

    а низкий удельный импульс это больший расход топлива, лишняя масса РН при той же полезной нагрузке, т.е. теряем то, за что боролись.

    Цитата Сообщение от gsm65 Посмотреть сообщение
    и оба работают "с нуля" т.е. в данном вопросе ноги немного не из тяги растут
    можно подробнее?
    Последний раз редактировалось Дохляк; 25.04.2011 в 04:55.

  5. #5
    ****
    Регистрация
    22.01.2009
    Адрес
    Днепр-БахрДар-Днепр
    Сообщений
    648
    Вес репутации
    60

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
    РД-107 (Союз) неудачный пример, у него рекордно хреновые показатели в этом отношении. удельный импульс на уровне моря -- 82% от удельного импульса вакуума. для сравнения: РД-170 (Протон) -- 92%, НК-33 (Н-1) -- 90%, РД-253 (Протон, гидразин) -- 90%.

    водородные двигатели: RS-24 (маршевые шаттла), снижение удельного импульса и тяги на уровне моря -- 80%. второй ступени Энергии (РД-0120) -- тоже около 80%.

    а низкий удельный импульс это больший расход топлива, лишняя масса РН при той же полезной нагрузке, т.е. теряем то, за что боролись.

    Цитата Сообщение от gsm65 Посмотреть сообщение
    и оба работают "с нуля" т.е. в данном вопросе ноги немного не из тяги растут
    можно подробнее?
    Сопла работают не при постоянном давлении окружающей среды(идеальный вариант), а при переменном. В приведенных примерах сопла имеют жёсткую геометрию. Ни одно из них не авторегулируемое. Поэтому их(сопел) профиль считают по "средней" эффективности на всём рабочем участке. Сопла Шаттла и Энергии (водородные) наиболее эффективны в верхних слоях атмосферы - там, где от них требуется наибольший эффект, там, где давление на срезе сопла близко к давлению внешней среды. И соответственно у поверхности от них толку намного меньше (расчетное давление на срезе существенно ниже внешнего и скачок уплотнения "сидящий" в сопле "отрезает" его приличный кусок).
    Точно так-же сопла первых ступеней бессмысленно использовать в верхних слоях. Давление на срезе существенно выше внешнего и мы получаем топливо бессмысленно вылетающее в трубу в буквальном смысле.

  6. #6
    ***** Аватар для Дохляк
    Регистрация
    18.02.2009
    Адрес
    Москва
    Возраст
    55
    Сообщений
    9,242
    Записей в дневнике
    4
    Вес репутации
    212

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от gsm65 Посмотреть сообщение
    Сопла работают не при постоянном давлении окружающей среды(идеальный вариант), а при переменном. В приведенных примерах сопла имеют жёсткую геометрию. Ни одно из них не авторегулируемое. Поэтому их(сопел) профиль считают по "средней" эффективности на всём рабочем участке. Сопла Шаттла и Энергии (водородные) наиболее эффективны в верхних слоях атмосферы - там, где от них требуется наибольший эффект, там, где давление на срезе сопла близко к давлению внешней среды.
    но это явление действует как для водородных двигателей, так и для керосиновых. и в то же время маршевый (водородный) двигатель шаттла запускается на земле и работает до конца выведения, хоть это и не оптимально...

  7. #7
    ****
    Регистрация
    22.01.2009
    Адрес
    Днепр-БахрДар-Днепр
    Сообщений
    648
    Вес репутации
    60

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
    но это явление действует как для водородных двигателей, так и для керосиновых.
    Да. Это вопрос не водородности/керосиновости/гептиловости, а геометрии сопла и газодинамики.
    Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
    и в то же время маршевый (водородный) двигатель шаттла запускается на земле и работает до конца выведения, хоть это и не оптимально...
    и?

  8. #8
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    155

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
    однако, на первую ступень кислородно-водородные двигатели не ставятся. тяга на уровне моря у них не та, верно? выходит, на первой -- только керосин или гептил. ну, или воздушный старт. то бишь, зоопарк технологий, как ни крути. здорово для рекордов, но каково для массового производства и эксплуатации?
    Нет ограничений сделать и первую ступень водородной. Или керосиновой. Гептил давно пора на свалку. Спасибо что Глушко еще не успел движков на фторе сделать - хотя очень стремился к этому.
    В сущности на шаттле и "Энергии" водородные двигатели установлены на первой ступени. Только на Сатурне-5 это не так. И тягу увеличить можно - чтобы без старовых ускорителей. Но зачем? Глупо не воспользоваться бесплатным подскоком в плотной атмосфере - зачем тратить на это обалденный удельный импульс водородного двигателя? - который напрочь съедается атмосферой.

  9. #9
    ***** Аватар для Дохляк
    Регистрация
    18.02.2009
    Адрес
    Москва
    Возраст
    55
    Сообщений
    9,242
    Записей в дневнике
    4
    Вес репутации
    212

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Tkachenko Посмотреть сообщение
    В сущности на шаттле и "Энергии" водородные двигатели установлены на первой ступени.
    у шаттла на первой стадии 80% тяги -- твердотопливные ускорители. у "Энергии" такое же соотношение (только там ускорители керосиновые). у Ариан-5 "первая" водородная, но у нее опять же, ускорители на РДТТ с такой мощностью, что функция первой ступени на них фактически, как у шаттла.

    полноценная первая ступень водородная у американской РН Дельта-4. это единственная пока ракета целиком на водороде. самая новейшая... вашу мысль она подтверждает, делать можно.

    Цитата Сообщение от Tkachenko Посмотреть сообщение
    Только на Сатурне-5 это не так. И тягу увеличить можно - чтобы без старовых ускорителей. Но зачем? Глупо не воспользоваться бесплатным подскоком в плотной атмосфере - зачем тратить на это обалденный удельный импульс водородного двигателя? - который напрочь съедается атмосферой.
    так основная масса приходится на первую ступень. с ее усовершенствования, по идее, и наиболее чувствительная отдача.

  10. #10
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    155

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
    так основная масса приходится на первую ступень. с ее усовершенствования, по идее, и наиболее чувствительная отдача.
    Не будет наибольшей отдачи от первой ступени - ибо выше вы правильно указываете что удельный импульс съедается атмосферой.
    И правильно сделано на шаттле и буране что основная тяга переложена на обычные неэффективные ракетные двигатели подскока - их задача подешевле забросить за плотную атмосферу - где удельный импульс уже не съедается.
    Я думаю такая картина и в дальнейшем сохранится - она правильная. Незачем применять дорогие вещи в среде, где они не работают.

  11. #11
    ***** Аватар для Дохляк
    Регистрация
    18.02.2009
    Адрес
    Москва
    Возраст
    55
    Сообщений
    9,242
    Записей в дневнике
    4
    Вес репутации
    212

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Tkachenko Посмотреть сообщение
    И правильно сделано на шаттле и буране что основная тяга переложена на обычные неэффективные ракетные двигатели подскока - их задача подешевле забросить за плотную атмосферу - где удельный импульс уже не съедается.
    есть вот такая любопытная разработка:

    НПО Энергомаш ведёт разработку двух двигателей РД-701 и РД-704, работающих на трёх компонентах. Трёхкомпонентный ракетный двигатель РД-701 работает на двух режимах: режиме максимальной тяги 200 т в пустоте с использованием трёх компонентов - кислорода, водорода и углеводородного горючего, что соответствует работе ракеты в режиме первой ступени и режиме максимальной экономичности при пониженной тяге до 40% от максимального значения с использованием двух компонентов - кислорода, водорода при работе на второй ступени.
    http://www.buran.ru/htm/40-3.htm

  12. #12
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    155

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
    есть вот такая любопытная разработка:

    НПО Энергомаш ведёт разработку двух двигателей РД-701 и РД-704, работающих на трёх компонентах. Трёхкомпонентный ракетный двигатель РД-701 работает на двух режимах: режиме максимальной тяги 200 т в пустоте с использованием трёх компонентов - кислорода, водорода и углеводородного горючего, что соответствует работе ракеты в режиме первой ступени и режиме максимальной экономичности при пониженной тяге до 40% от максимального значения с использованием двух компонентов - кислорода, водорода при работе на второй ступени.
    Об этой разработке еще Губанов писал... Узнать бы как она работает еще.
    У нас то двухкомпонентные водород-кислородные движки не получались лет 10 (если не больше) - а тут еще третья компонента...

  13. #13
    Кулибин Аватар для Misantrop
    Регистрация
    23.12.2008
    Адрес
    Крым, Симферополь
    Возраст
    64
    Сообщений
    15,212
    Записей в дневнике
    1
    Вес репутации
    338

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Tkachenko Посмотреть сообщение
    не успел движков на фторе сделать - хотя очень стремился к этому.
    Угу, во фторе горит даже вода...

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •