Цитата Сообщение от skroznik Посмотреть сообщение
А вот этой цифре я уже не верю. Единственной цифре из вашей таблицы.
напрасно, кстати -- есть данные по самым разным американским твердотопливным движкам, и они все примерно одного диапазона. например, ускорители шаттла -- удельный импульс 269с.

да что там далеко ходить, вами же рекомендованный Павлюк с Копытовым на пару берут для рассчетов РДТТ первой ступени 2460м/с (=251с) и 2843.4 м/с (=290с). они-то чего пиарят?

Цитата Сообщение от skroznik Посмотреть сообщение
Как нас учили - твердотопливные движки имеют на выхлопе много мельчайших твердых частиц, образующихся в основном от связующих компонентов, что резко увеличивает средний молекулярный вес истекаемых газов - а значит уменьшает удельный импульс. В среднем потеря импульса по сравнению с жидкостными ракетами может доходить до 40% от удельного импульса на кислороде-керосине или несимметричном диметилгидразине - азотном тетраксиде.
даже если так, то до 40% это 205с вместо 287с, а 160 это почти вдвое разница.
все равно никак ни в какие ворота не лезет.

Цитата Сообщение от skroznik Посмотреть сообщение
Эта величина обычно строго засекречена (это важнейшая характеристика качества топливной шашки твердотопливного двигателя) - остальные величины вычисляются по траекторным измрениям (например с кораблей слежения). Поэтому величина удельного импульса для РДТТ - это игрушка для пиара - мало кто знает ее истинное значение.
не такая уж и тайна, вообще-то.
ускорение определяется по динамике движения ракеты.
время работы двигателей наблюдается непосредственно.
массы ступеней и топлива, если они не опубликованы, можно оценить по косвенным признакам.
импульс может быть вычислен из этих значений.