Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует. (© фельдмаршал граф Бурхард Кристоф фон Мюнних /Христофор Антонович Миних/)
--
Когда что будет применяться, не знает никто... (© Д.А.Медведев)
--
Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях. (© Мастер Ву Ду Вань)
--
После пятой рюмки начинается не пустая болтовня, а утечка информации... (© майор госбезопасности И.Н. Пронин)
--
Если всё идёт по плану, значит это план противника… ( © )
Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует. (© фельдмаршал граф Бурхард Кристоф фон Мюнних /Христофор Антонович Миних/)
--
Когда что будет применяться, не знает никто... (© Д.А.Медведев)
--
Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях. (© Мастер Ву Ду Вань)
--
После пятой рюмки начинается не пустая болтовня, а утечка информации... (© майор госбезопасности И.Н. Пронин)
--
Если всё идёт по плану, значит это план противника… ( © )
из темы "Празднование 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне", немножко технических подробностей.
там на картинке конечный участок нарисован в виде выхода на горизонтальный полет (баллистическая часть траектории с расчетом на недолет). это немного не то. такой маневр это сильная потеря скорости, боевой блок становится уязвимым для обычных средств ПВО, а пользы от этого абсолютно никакой.
оптимальная траектория выглядит иначе: по обычной баллистической траектории ББ РСД входит в атмосферу (50-60км высоты) под углом 20-30 градусов к горизонту -- с перелетом цели. затем производится коррекция по курсу ("влево-вправо"), а затем опрокидывание в пике (типа как "юнкерс"), и удар сверху (как вы и говорите) на скорости 2-4М. огненный шлейф при этом тянется пока теплозащита горит.
более конкретно (но все еще в уме, без точных расчетов): за 10 минут авианосец на полном ходу переложив рули на циркуляцию, может уползти километров на 5. с другой стороны, боевой блок на аэродинамическом участке может те же 5км отыграть без больших потерь -- не учитывая коррекцию на заатмосферном участке.
теперь подробнее.
там показаны две фазы маневрирования ББ,
1) нисходящий участок заатмосферной части траектории,
2) финальный атмосферный участок.
на этих фазах применяются два разных механизма. на заатмосферном -- маневровый двигатель, на атмосферном -- аэродинамическое маневрирование (двигатель уже не используется, неэффективно).
1. нисходящий заатмосферный участок.
для заатмосферного маневрирования можно ставить ЖРД или РДТТ. ЖРД удобен регулированием тяги (вплоть до многократных включений), за РДТТ простота, надежность и более малая масса. РДТТ нельзя ни выключить, ни регулировать тягу, работает он постоянно, а управление осуществляется открытием-закрытием боковых сопел. особенностью является длительная, малая постоянная тяга переменного направления.
самой продвинутой технологией в этой области сейчас является американская, на базе РДТТ, реализованная на "голове" перехватчика SM-3. выглядит так:
таким способом на нисходящей части траектории РСД можно без больших потерь по массе (а масса движка это минус масса боевой части) скорректировать 10-20 км и более. что еще важнее, такое маневрирование сильно усложняет перехват на заатмосферном участке.
2. финальный атмосферный участок.
классический боевой блок имеет осевую симметрию (типа конус) и нулевое аэродинамическое качество. маневрирующему придается более сложная форма, имеющая небольшое аэродинамическое качество (порядка единицы и более). управление осуществляется по каналам крена и тангажа, по тангажу регулируется подъемная сила, по крену -- ее вектор. для этого чаще всего используются воздушные рули и/или отклоняемый нос.
входящий в атмосферу под углом 20-30 градусов ББ испытывает действие аэродинамического сопротивления, создающего переменные перегрузки до 20-40g, что при аэродинамическом качестве в единицу, например, обеспечивает такое же по величине ускорение для маневра. минус в том, что это ускорение получается за счет расхода скорости, поэтому затягивать атмосферный участок путем выхода на горизонталь невыгодно. другой минус, это неравномерность и слабая управляемость величины ускорения -- в целом, оно нарастает с нуля до максимума, затем снижается (в пределе -- до скорости установившегося падения).
ну и конечно, чем более затянут атмосферный участок, тем больше воздействие средств РЭБ и ПВО. выгоднее всего использовать крутые, пикирующие траектории, обеспечивающие минимальную зависимость от помех и максимальную вероятность прорыва ПРО.
Берлинская стена никуда не делась, просто теперь она находится в головах.