Если пропущено "не учитываю", то:
1) В примере с "палач лучше стал натачивать топор", для заточки топора есть есть измеримые физические параметры, которые не зависят от самого топора и могут быть повторены на любом другом топоре (по крайней мере теоретически).
2) Для интеллектуального совершенствования, практически нет объективно измеряемых физических параметров...
Например, чья картина (музыка, скульптура, ...) красивее?
Какой государственный деятель лучше? А если бы случайность не дала завершить задуманное? А если бы именно случай и дал?
Ну и камень преткновения: человек для государства или государство для человека?
Что лучше: держать народ в чёрном теле и успешно отражать набеги врагов или жить в роскоши, а потом стать рабами?
Слишком много вопросов разряда лучше/хуже, на которые каждый человек даёт свой ответ с огромным спектром нюансов.



Ответить с цитированием