Вопрос: В таком случае, почему на митинги против "докидывания" голосов "Единой России" выходят в Москве, а не в "убитых" регионах? Село же, напротив, голосует за "ЕР". И почему это не левый протест в таком случае, а правый?
Максим Шевченко: Он "право-левый". Интересно, что люди, которые являются сторонниками западного общества, в КПЗ пели интернационал – "Вставай, проклятьем заклейменный". Это просто постмодернистское исполнение интернационала. Это же не с точки зрения левого самосознания происходит. Им скажи перераспределить средства производства – они, наверное, в ужас придут, потому что они хотят не этого. Они хотят ощущать себя определенным слоем общества, которое указывает, как жить, всему остальному обществу, которое ими понимается как совок, быдло и стадо - а я не выдумываю, они об этом сами говорят. Власть на выборах потеряла 18%, а, может, даже больше. Но я уверен, что большая часть сельского населения, даже, несмотря на нелюбовь к "ЕР", будет голосовать за образ сильного государства. На избирательных участках они делают выбор между смутой и сильным государством. Я не говорю, правильно это или нет, а описываю с психологической точки зрения. Им сказали, что "ЕР" – это президент Медведев. Голосуя против "ЕР", ты голосуешь против государства. Но я клянусь, что не готова большая часть населения России проголосовать против государства, как страны в целом, при всей своей критике и нелюбви к этому государству на местном уровне! Это политическая позиция. Но при этом недовольство политикой на местах очень серьезное. Возможна и такая ситуация, что в федеральном заксобрании "ЕР" – это партия большинства, а на местном уровне она может потерять власть по всей стране.
Вопрос: Вы уже говорили, что партия власти состоит из людей, завязанных на номенклатуру. Насколько сильно это выражается? И по поводу Чечни. Некоторые политологи, ранее призывавшие к отделению Кавказа, приводят результаты "ЕР" по Чечне в доказательство того, как сильно Кавказ выбивается из общероссийских трендов. Но почему-то забывают такие территории, как Ямал, где тоже результаты "ЕР" выше 90%. Что теперь, и Ямал отделять?
Максим Шевченко: Пусть эти политологи попытаются представить себе Чукотку и Ямал конфликтующими с властью.
Для этих политологов революция – возможность пройтись по Чистым прудам и подраться с ОМОНом. А для Ямала конфликт с властью – голод, холод и вымирание. Эти люди не знают и не понимают страны. Но и в каждой республике Кавказа есть разные обычаи и нюансы голосования.
Нельзя говорить о процентах вне обсуждения явки, а она далеко не везде большая и серьезная. Посудите сами. По всей стране у нас 4,5 млн чиновников, 3,5 млн силовиков, если не больше, члены их семей, а это уже 10-13 млн. К этому добавьте аффилированных с ними бизнесменов, это еще около 5 млн. К ним можно добавить консервативных, советских людей старшего возраста, которые процентов 30% точно всегда голосуют за государство. Итого уже около 20 млн. При явке 50% это будет около 35-40% у "ЕР". Это фиксированная планка.
И особенно это видно в кавказских обществах. Система чиновничества до низового уровня там хорошо проглядывается. Люди связывают свое положение с государством. Чеченцы и ингуши голосовали за КПРФ в 90-е, потому что они тогда были против власти и голосовали за сохранение СССР как единого государства. Ельцинская власть тогда воспринималась как разрушитель. Они этого не хотели. Потом они естественно перешли на сторону сильной власти. И вот, предположим, есть старший ингуш, он является чиновником, приходит в свою семью из, условно говоря, 15 человек, говорит, что голосует за "ЕР". Надо понимать менталитет этих обществ. Если старший сказал, что голосует за "ЕР", то и младшие члены семьи так и будут голосовать. По крайней мере, у ингушей. Для них слово старших – закон. А в Дагестане уже иная ситуация. Там участие в номенклатуре - серьезная системная позиция. Кланы, тухумы делегируют во власть своих - что им голосовать против родственников, что ли?
Вопрос: Тем не менее, сейчас можно констатировать, что часть общества не восприняла итоги выборов как отражающие реальное положение дел. "Принцы", как Вы выразились, постарались оседлать это. Но мы видим там Навальных, Немцовых, и, значит, делается это все на доллары. Ранее они же оседлали "Русский марш" со своими лозунгами "Хватит кормить Кавказ".
Максим Шевченко: Действительно,
многие из тех людей, которые участвовали в этой акции на Чистых прудах, участвовали в раскрутке кампании по разрушению России, именно они призывали отделить Кавказ. Но что касается восприятия итогов выборов, то 5 тыс. человек – это не часть общества, общество – это десятки миллионов человек. 5 тыс. человек - это люди, которые подогрели сами себя сетевыми контактами.
Да, в их словах был элемент справедливой критики. Но они вчера говорили: революция-революция…
Какая они революция? Они полагают, что, если посыпется все, то их защитит большой американский дядя. Но я хочу сказать, что те люди, которые пытаются столкнуть ситуацию в Тахрир, будут физически уничтожены после этих событий, потому что поднимется третья сила, пока на это все смотрящая.
Вопрос: Какая?
Максим Шевченко:
Народ. Народ выведет людей, которых не слышно и не видно, как какого-нибудь командарма Сорокина 1918 года. В 1916 году он – военный фельдшер, и среди всех ничтожных мира всех ничтожней он, а в 1918 году командарм Сорокин – это человек, который руководит Красной армией и вершит свой суд. Или Нестор Махно, читающий сегодня на нарах книги.
Думаю, "навальнонемцовы" просто не верят, что в стране такие люди есть. И если они все это сдвинут, то потом им останется просто успеть добежать до парохода. Ненависть к ним будет гораздо больше, чем ненависть к власти, ведь им припомнят и 1991 год.