Оппозиция не видит альтернативы Путину
Чем ближе к выборам президента 4 марта, тем чаще лидеры «революции [I]пиздатых[/I]норковых шуб», как уже назвали декабрьские протестные акции, говорят о том, что возвращение Владимира Путина в президенты – вовсе не «ужас-ужас-ужас», а вполне нормальное и даже желательное дело. Политологов это не удивляет. То, что происходит в России очень далеко от «арабских революций» и даже от протестов в США, считают они. А сами протестующие совсем не революционеры и даже не слишком оппозиционеры. И ничего не имеют против Путина.
Ксения Собчак, ставшая лицом нынешней «норковой» оппозиции (ее рейтинг узнаваемости, по данным Фонда «Общественное мнение», составляет 82 процента – немного больше, чем у Явлинского (78 %), серьезно больше, чем у Прохорова (56 %), и значительно больше, чем у Навального – 10 %), сказавшая немало резких слов в адрес нынешней власти – вдруг заявляет на «Эхе Москвы», что не видит альтернативы Путину.
Как пояснила телеведущая, ее участие в митинге на Сахарова состоялось не потому, что она поддерживает лозунг «Путин должен уйти», а потому, что является сторонницей честных выборов. «Я считаю, что между этими понятиями существует огромная разница, - сказала она. - И я это обозначила, я сказала, что среди лидеров несистемной оппозиции на сегодняшний момент я не видела человека, за которым бы мне хотелось пойти».
Да что Собчак – писатель Борис Акунин вдруг заявляет газете International Herald Tribune (и публикует это в своем блоге в ЖЖ), что будет лучше, если на нынешних выборах победит именно Владимир Владимирович. Объясняя это тем, что гражданскому обществу нужно еще подрасти и окрепнуть – а Путин в это время пусть «помучается» на посту президента.
Что касается широких слоев населения, рейтинг Путина снова растет. Так, по данным ВЦИОМ, на 20 января за Владимира Путина готовы проголосовать 52% опрошенных, тогда как в декабре – 45%. Фонд общественного мнения (ФОМ) чуть ранее поднял рейтинг премьер-министра с декабрьских же 44% до 45%. С учетом тех, кто определится в своих предпочтениях в последний момент (а доля таких в российском электорате традиционно велика), получается, что Владимира Путина поддерживает подавляющее число избирателей.
Более того, даже в интернете, взрастившем одного из лидеров оппозиции Навального – Навальный проиграл Путину. В блоге Сергея Минаева на прошлой неделе был проведен опрос – кто способен эффективно управлять страной? На первом месте – снова Путин. На втором – Навальный. На третьем – Прохоров. И сам Минаев чрезвычайно удивлен тем, почему Навальный не на первом месте?!
«Значение результата трудно переоценить: осмеянный всем интернетом Путин победил героя этого же самого интернета Навального. Люди Болотной и Сахарова, у которых больше всего претензий к власти, – поддержали эту надоевшую им и раздражающую их власть», - констатирует директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Поневоле возникает вопрос: кого же представляет т.н. «несистемная оппозиция»? Да и есть ли она?
«Несистемная оппозиция есть, но не она делает погоду, -- считает Илья Константинов, заместитель директора Института развития гражданского общества и местного самоуправления. -- Потому что если говорить о «революции норковых шуб», то ее лидеры, так или иначе, связаны с властью, с существующей политической системой. И, конечно, они больше всего заинтересованы в том, чтобы переформатировать систему, интегрировавшись в нее. Об этом свидетельствует не столько позиция Ксении Собчак, сколько постоянные призывы к переговорам с властью, к диалогу с Путиным, готовность некоторых лидеров общественного мнения на такие переговоры и плохо скрываемое стремление как можно быстрее эти переговоры начать. Поэтому здесь у меня нет никаких сомнений – если этой части оппозиции будут сделаны значимые уступки, она охотно, с радостью и я бы даже сказал, с визгом, инкорпорируется во властную структуру»