9 марта президент России Дмитрий Медведев поставил свою подпись под федеральным законом "О ратификации российско-американского межправительственного соглашения о транзите военных грузов и персонала в Афганистан".(...)
Американская сторона в соответствии с этим соглашением
освобождена от уплаты таможенных пошлин, налогов за перевозку военных грузов, а вдобавок Россия должна взять на себя все расходы по аэронавигационному обслуживанию полетов.
Соглашение предусматривает просто огромный объем транзита военных грузов и войск США через российское воздушное пространство.
Общее количество полетов американских самолетов в одну сторону может достигать 4500 в год, но этот лимит распространяется только на государственные воздушные суда США. Транзитные полеты через воздушное пространство России самолетов взятых правительством США внаем
вообще никакими лимитами не ограничены.
При обсуждении в Думе было сказано, что в течение полутора лет действия соглашения США совершили 1050 транзитных рейсов через территорию России, перевезли 112 тыс. военнослужащих (для примера - это больше чем численность всего советского контингента в Афганистане) Транзит через российское воздушное пространство является основным маршрутом доставки в Афганистан американских военных.
Соглашение позволяет США осуществлять транзит войск и военных грузов своих союзников по коалиции в Афганистане. При этом Россия никак не может контролировать этот транзит.
Физически осмотреть груз российская сторона может в том случае, если есть основания полагать, что в самолете находится не тот груз, на транзит которого получено разрешение. В этом случае американцы либо могут выгрузить груз из самолета, либо отказаться от транзита и улететь обратно.
Но в любом случае соглашение устанавливает, что российская сторона не допускается для осмотра груза на борту самолета.
В думе представитель правительства пояснил что за 1,5 года пока соглашение действовало без ратификации американские воздушные транспорты не совершили ни одной промежуточной посадки на российской территории. О реальном контроле за транзитом при таких обстоятельствах говорить не приходится, соглашение составлено так, что фактически мы проконтролировать американцев не можем.
Российские власти почему-то решили сделать подарок США и возложили расходы по аэронавигационному обслуживанию американского транзита на российских налогоплательщиков. В бюджете для этих целей заложили 190 млн. рублей. Непонятно только по каким причинам наше правительство и президент Медведев делает такие подарки американцам. Конечно в Америке кризис, но это не повод перекладывать на Россию часть расходов на военную операцию США и НАТО в Афганистане.
Совершенно непонятно почему соглашение о транзите освобождает американскую сторону от ответственности за возможный ущерб, который могут нанести транзитные операции. Если например американский самолет упадет на российский населенный пункт, то Россия в соответствии с этим соглашением, не сможет потребовать возместить ущерб.