Нефтяной резервуар «Броды», технико-экономическое основание
строительства которого на днях одобрило Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, призван обеспечить «технологические возможности» для поставок нефти из Ирана и Азербайджана в Европу.
Соответствующее мнение «Терминалу» высказал глава Минэнергоугля Игорь Насалик, отвечая на вопрос о том, что обуславливает необходимость строительства данного резервуара, а также какую нефть там намереваются хранить.
«Во-первых, мы его не утвердили, а только подали. «Укртранснефть», Николай Николаевич (генеральный директор ПАО «Укртранснефть» Николай Гавриленко – ред.) подал. И я его поддерживаю в этом», — сказал И. Насалик.
Свою позицию министр пояснил тем, что нефтетранспортная система «Одесса — Броды» «практически не работала», а резервуар понадобится для того, чтобы «выдавить» технологическую нефть.
«Там находится сейчас азербайджанская легкая нефть. Для того, чтобы экспортировать на европейские страны, имеется в виду Чехия, Австрия и Словакия, необходимо выдавить ее. Для этого и создается общий резервуар. Очень много в системе находится технологической нефти. А вот выдавить технологическую нефть возможно только через такие резервуары. Потому, что по «Бродам» идет не только, скажем, легкая нефть…», — аргументировал глава Минэнергоугля.
Отметим, министр также напомнил о соответствующих договоренностях, достигнутых с Ираном и Азербайджаном.
«
Есть соответствующие договоренности с Азербайджаном, чтобы начать транзит. И Иран, не хочу озвучивать, но, если вы поинтересуетесь, есть результаты поездки в Иран, и иранские СМИ озвучили, что Иран готов выходить через Украину на транспортировку в Европу своей Iran Light. А этот резервуар необходим для того, чтобы сортировка нефти, которая транспортируется, имела свои… технологические, скажем, возможности», — проинформировал он.
В то же время, дальнейший путь следования нефти из Тегерана и Баку от резервуара «Броды» в Европу И. Насалик не озвучил. На уточняющий вопрос, как именно будет поставляться нефть в упомянутые европейские страны (через российскую «Дружбу»?), министр ответил:
«… Это технологический резервуар, это – технология. Если есть в контракте подписана легкая нефть, а у нас находится… То она просто выдавливается, потом – перекачивается».
Так, как утверждает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин, единственным нефтепроводом, который проходит через западную часть Украины в Европу является «российская «Дружба».
«Поставки через «Дружбу» невозможны. Во-первых, РФ просто «не пустит» чужую нефть «в трубу». Во-вторых, самой нефти нет. Министру, аргументируя решение о прокачке нефти из Ирана, а тем более, принимая решение о строительстве резервуара стоимостью 178 миллионов гривень, ссылаться на положительное решение, якобы озвученное в иранских СМИ — это несерьезно.
Странно выглядит и позиция главы «Укртранснефти» Николая Гавриленко. Зная, что никаких контрактов на поставки нефти из Азербайджана,а тем более Ирана, нет, он в соцсетях приглашает «скептиков» поехать в Броды. Что там можно увидеть? Нефть, которой нет? Или место строительства будущего резервуара, где закопают упомянутые миллионы? Как видим, печальная история нефтепровода «Одесса-Броды» повторяется. Главное, чтобы на сей раз она не превратилась в трагедию», — заключил эксперт.
Вместе с тем, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар также высказывает сомнения в необходимости строительства резервуара в Бродах в условиях падения объемов транспортировки.
«Что касается резеруара в Бродах, то это давний план еще покойного Александра Сергеевича Тодийчука (заместитель председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» — ред), под который чешский Эксимбанк был готов выделить финансирование. Сейчас я сомневаюсь, что он нужен при падении объемов транспортировки. Но надо смотреть, потому, что имеющиеся резервуары в Бродах старые, они ж не вечные. Конечно, сейчас у меня сомнения возникают тоже — не схема ли это? Типа под иранскую нефть распилить немножко денег…», — говорит М. Гончар.
Напомним, ранее профильное министерство одобрило технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства резервуара вертикального стального с плавающей крышей (РВСПП-50000) в селе Смильне Бродовского района Львовской области. Как следует из документа, общая стоимость сооружения объекта составляет 177 млн 932,21 тыс. грн, длительность работ – 21 месяц.
Как писал ранее «Терминал», Минэнергоугля одобрило технико-экономическое обоснование строительства нефтяного резервуара «Броды», однако, какая нефть будет там храниться – пока неизвестно.
Так, первый заместитель ПАО «Укртранснефть» Андрей Пасишник пояснил, что увеличение собственного резервуарного парка позволит не хранить нефть у других компаний.
Как рассказал «Терминалу» директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, соответствующее решение означает, что «Укртранснефть» не будет обращаться к «Привату» для получения услуги хранения нефти. Однако, как отмечает эксперт, важно учесть, из каких источников будут взяты средства на строительство сооружения.
«В условиях острейшего бюджетного дефицита маловероятно, что эти средства поступят из государственного бюджета. Но если финансирование строительства резервуара будет осуществляться не за государственный счет, то вряд ли будет использоваться для реализации государственной политики на рынке нефти и нефтепродуктов», — подчеркнул он.
В то же время, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» (ООРНУ) Леонид Косянчук убежден, что в данный момент необходимости строить этот резервуар нет.
«В любом строительстве 40% идет отката. В данный момент необходимости строить этот резервуар нет. Сейчас Насалику необходимо решить вопрос с «Укртранснефтью» о возможножности возврата технологической нефти, которую украл Коломойский. С этим терминалом может получиться все то же, что получилось с мероприятием «Одесса-Броды». Построили, отмыли деньги и 20 лет думают, как его использовать. То его в «аверс», то его в «реверс», — заключил Л. Косянчук.
Подробнее:
http://oilreview.kiev.ua/2016/08/05/...-baku-nasalik/