А со времени подданства их под державу Российскую, хотя они и обществом же своим в гетманы себе избирали, но с соизволения монаршего и на то подтверждение просимо было, так как от их государя и обладателя.
И хотя они такие ж подданные как и прочие россияне считались, однако не только вышепомянутым правлением защищались, но и при древних их гражданских законах и обыкновениях оставлялись, на правах магдебургских и саксонских, называемых Статут, и тем судились. Они с природы все добросердечны, дружны, Щедры, разумны и понятны ко всему, да и несколько хитры.
Они почти все белотелы, хорошего виду, становиты, смелы и благосклонны. Оружие их было: пушки, ружья, пистолеты, сабли, копья. Болезни имеют обыкновенные, наибольшая часть умирает от старости, а в прежние времена более против неприятеля.
Женщины так же почти все лепообразны и много красавиц:
глаза темные, большие, ноги и руки статные, волосом темнорусые, нос и рот умеренные, благоприятны к чужестранным.
Платье носили, и ныне некоторые еще носят, так же как и черкеские женщины, то есть, юпки со шнуровками, а поверх кафтан длинный с коротким лифом, и кунтоши, на голове круглый чепец или сборник, поверх оного завивают серпанками, то есть, белыми тонкими фатами, так же кибалки, обвитые серпанками ж (подобие оной кокошника российского, когда под фатою, только выше и круче в верх спереди); лица ж своего никогда не закрывают. Иные ж носят шапочки-кораблики маленькие, из шелковой материи и собольи. Ныне ж верхнее платье носят знатные с перехватом, долгое ж, наподобие английского ребронта с гладкою спинкою и с длинными узкими руками. Но начинают уже иные многие ходить в немецком убранстве. Простые ж или сельские носят обыкновенно плахты, то есть, панёвы, и спереди запаску, или передник, что прежде сего и все знатные носили; а поверх надевают белый обинковый долгий кафтан, головы ж повивают серпанкою, так как выше сказано: равно и кибалки.
Мущины ж ходят без бороды, но с усами; носят все черкеское платье, кафтан и жупан, а иные и польское, опоясываются кушаками. Головы подбривают, а поверх волосы в кружало подстрижены, что называется чуб; носят шапки польские и черкеские, а у простых кучмы; нижнее ж платье шеровары, убранье и штанцы называется; на ногах сапоги или чоботы с высокими, а иные с низкими и плоскими, железными скобками, кои вместо каблуков служат.
Девки у иных все в таком же платье ходят, как и женщины, только волосы заплетают в две косы, и вокруг головы по волосам и по лентам обвивают и обтыкают поверх их цветами, что как венок наложенный на голову представляет, иные ж и совеем сеткою золотою или серебряною те косы свои обвивают и концы оных, так равно и ленты разных цветов, от самого корня кос до пояса и ниже по спине висящие, распускают.
Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости.
Они почти все плясать по польски, а паче по своему черкаскому умеют. Из них весьма много музыкантов хороших бывает. Игра их более на скрипках, на скрыпичном басе, на цымбалах, на гуслях, на бандуре и на лютне, при том и на трубах. А сельские по деревням так же на скрипках, на кобзе (род бандуры) и на дудках, а литвяки на волынках. Сии и медведей ученых по городам водят и на трубах при том играют.
Они все певцы хорошие и весьма склонны к разным наукам, даже что многие и до высоких школ доходят. Из них не редко изрядные проповедники и духовные особы бывают.
Впрочем, для обхождения они во многом подобны европейцам. Они горячего напитка хотя и пьют довольно, но со временем и для случая, и потому у них пьяниц мало. Со всем тем трудолюбивы, домостроители и хорошие хозяева.