Цитата Сообщение от Изроссов Посмотреть сообщение
Посудите сами, 200 лет назад никто и понятия не имел кто есть малоросс и кто великоросс, и все себя считали русскими.
Простите, Вам, случаем, не доводилось читать труды жившего аккурат в те времена (если быть точным, то даже несколько ранее) Александра Ивановича Ригельмана? Например, "Летописное повествование о Малой России"? В полном и доступном виде оно имеется ИМХО только на этом ресурсе:

http://litopys.org.ua/rigel/rig.htm

- каковой у многих вызывает подозрения по причине принадлежности...

Но мне довелось видеть скан (зарегистрировавшись для этого в одной из сетевых библиотек) с дореволюционного издания - в общем-то то же самое.

Напротив того украинские черкасы, или малороссийский народ, как то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочное селение в городах, местечках, селах, деревнях и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи; водят пчел, всякий скот, лошадей и разных родов домовых птиц; делают всякое художество, ремесло и торги; имеют мельницы, заводы разные, как-то стеклянные, железные, винокуренные и тому подобное. В обхождении приятны и ласковы, как в мужеском, так и женском роде.

Они в прежние времена, когда с гетманом своим Богданом Хмельницким из под польского владения отдались со всею Украйною своею под Российское державство, состояли тогда войском своим и со всем своим посполитым и прочим народом в двадцати полках, состоящих по обоим сторонам реки Днепра, как-то по правой стороне оного десять, и по левой десять же, а именно: за Днепром: Чигиринский, Черкасский, Каневский, Корсунский, Уманский, Браславский, Калницкий, Белоцерковский, Хватовский и Богуславский; а на сей стороне: Киевский, Нежинский, Черниговский, Стародубовский, Переясловский, Прилуцкий, Лубенский, Миргородский, Полтавский и Гадяцкий. В коем числе всех полков оных находилось самых выборных, то есть, реестровых Козаков, до шестидесяти тысяч человек, кроме незаписных и подпомощников козацких, купцов, мещан, посполитых людей и дворян, или шляхетства, и считать было можно тогда всех на все до двух миллионов душ, кроме женского рода; а по установленному в 1686 году миру между Россиею и Короною Польскою трактатом, уступлена Польше половина Украйны, то есть, вся заднепровская часть земли со всеми городами и разным селением и людьми, кроме служащих Козаков и Киева с его дистриктом, или уездом, и всех сечевских запорожцев с их землями исключено остаться в Российской стороне. А за тем, в оставших на здешней стороне в выше помянутых десяти полках, по новой переписи, находилось выборных Козаков до ста семидесяти пяти тысяч, подпомощников до ста девяносто девяти тысяч, посполитых до пяти сот сорока тысяч, а всех разного звания жителей до миллиона.
http://litopys.org.ua/rigel/rig29.htm

Там вообще много интересного собрано по жизни "черкасов" (как их тогда и ранее частенько называли в Государстве Российском ) - фактически это первое подробное историко-этнографическое исследование Малороссии вообще. Тем более ценное, что польско-литовское (как и крымско-татарское) в описываемое время чувствуется в куда бОльшей мере, чем во времена, например, Гоголя с его "Вечерами на хуторе близ Диканьки". Судите сами:

А со времени подданства их под державу Российскую, хотя они и обществом же своим в гетманы себе избирали, но с соизволения монаршего и на то подтверждение просимо было, так как от их государя и обладателя. И хотя они такие ж подданные как и прочие россияне считались, однако не только вышепомянутым правлением защищались, но и при древних их гражданских законах и обыкновениях оставлялись, на правах магдебургских и саксонских, называемых Статут, и тем судились. Они с природы все добросердечны, дружны, Щедры, разумны и понятны ко всему, да и несколько хитры.

Они почти все белотелы, хорошего виду, становиты, смелы и благосклонны. Оружие их было: пушки, ружья, пистолеты, сабли, копья. Болезни имеют обыкновенные, наибольшая часть умирает от старости, а в прежние времена более против неприятеля.

Женщины так же почти все лепообразны и много красавиц: глаза темные, большие, ноги и руки статные, волосом темнорусые, нос и рот умеренные, благоприятны к чужестранным. Платье носили, и ныне некоторые еще носят, так же как и черкеские женщины, то есть, юпки со шнуровками, а поверх кафтан длинный с коротким лифом, и кунтоши, на голове круглый чепец или сборник, поверх оного завивают серпанками, то есть, белыми тонкими фатами, так же кибалки, обвитые серпанками ж (подобие оной кокошника российского, когда под фатою, только выше и круче в верх спереди); лица ж своего никогда не закрывают. Иные ж носят шапочки-кораблики маленькие, из шелковой материи и собольи. Ныне ж верхнее платье носят знатные с перехватом, долгое ж, наподобие английского ребронта с гладкою спинкою и с длинными узкими руками. Но начинают уже иные многие ходить в немецком убранстве. Простые ж или сельские носят обыкновенно плахты, то есть, панёвы, и спереди запаску, или передник, что прежде сего и все знатные носили; а поверх надевают белый обинковый долгий кафтан, головы ж повивают серпанкою, так как выше сказано: равно и кибалки.

Мущины ж ходят без бороды, но с усами; носят все черкеское платье, кафтан и жупан, а иные и польское, опоясываются кушаками. Головы подбривают, а поверх волосы в кружало подстрижены, что называется чуб; носят шапки польские и черкеские, а у простых кучмы; нижнее ж платье шеровары, убранье и штанцы называется; на ногах сапоги или чоботы с высокими, а иные с низкими и плоскими, железными скобками, кои вместо каблуков служат.

Девки у иных все в таком же платье ходят, как и женщины, только волосы заплетают в две косы, и вокруг головы по волосам и по лентам обвивают и обтыкают поверх их цветами, что как венок наложенный на голову представляет, иные ж и совеем сеткою золотою или серебряною те косы свои обвивают и концы оных, так равно и ленты разных цветов, от самого корня кос до пояса и ниже по спине висящие, распускают.

Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по польски, а паче по своему черкаскому умеют. Из них весьма много музыкантов хороших бывает. Игра их более на скрипках, на скрыпичном басе, на цымбалах, на гуслях, на бандуре и на лютне, при том и на трубах. А сельские по деревням так же на скрипках, на кобзе (род бандуры) и на дудках, а литвяки на волынках. Сии и медведей ученых по городам водят и на трубах при том играют.

Они все певцы хорошие и весьма склонны к разным наукам, даже что многие и до высоких школ доходят. Из них не редко изрядные проповедники и духовные особы бывают.

Впрочем, для обхождения они во многом подобны европейцам. Они горячего напитка хотя и пьют довольно, но со временем и для случая, и потому у них пьяниц мало. Со всем тем трудолюбивы, домостроители и хорошие хозяева.
Обратите внимание: хоть одежда, хоть танцы указываются "польские" и "черкаские". Культурные расхождения в общем-то были и у словен с полянами - и в условиях раздробленности княжеств сглаживались крайне слабо, а за время нахождения в разных государствах и совершенно разных этнокультурных условиях просто-таки не могли не усилиться... все-таки между окончательным разделением Руси после нашествия Орды и началом (только началом!) воссоединения прошло четыре века - срок для этногенеза вполне знАчимый.

Так что и 200 лет назад, и даже во времена Гоголя - при том что родство по общему "русскому корню" хорошо осознавалось, все-таки различия между великороссами и малороссами тоже были - в культуре (включая материальную), языке (на уровне диалекта) и т.д. и т.п. При желании это можно проследить и по другим источникам того времени: "малороссы" и "малоросское" отличаются довольно четко и однозначно.

Другой вопрос - что различию этому придавалось (особенно с великоросской стороны ) не намного больше значения, чем различиям, например, между русскими "вяцкими, робятами хвацкими" и, скажем, вологодскими, у которых "курича на крыльче яйчо снесла"...