Полуторапроцентный русский язык столицы
Сергей ЛОЗУНЬКО
Закон об основах государственной языковой политики будет находиться в подвешенном состоянии до конца выборов. Только после их завершения станет окончательно ясно, будет ли выхолощен (и насколько) принятый 3 июля закон, который, как не раз нами отмечалось, и так не несет каких-либо существенных преференций «нетитульным» языкам.
Несмотря на заявления «регионалов» о том, что поправки к языковому закону будут рассмотрены в сентябре, этот вопрос не был включен в повестку дня текущей сессии Верховной Рады.
Как пояснял глава фракции ПР Александр Ефремов, такое решение принято с тем, чтобы избежать предвыборного обострения в парламенте. Так, 3 сентября, отвечая на вопрос журналистов, поддержит ли Партия регионов поправки к языковому закону, разработанные рабочей группой под руководством г-жи Богатыревой, он сказал: «В период предвыборной риторики мы должны от этого вопроса отказаться и рассматривать его уже после выборов». Что и было сделано.
С одной стороны, логика в этом есть — рассмотрение поправок к языковому закону накануне голосования на парламентских выборах наверняка вызвало бы мощный всплеск политических страстей. С другой, то самое приближение даты голосования заставило бы Партию регионов отнестись к изготовленным рабочей группой г-жи Богатыревой поправкам сквозь призму интересов своих избирателей, проще говоря — отвергнуть если не все, то значительную часть «наработок» кравчуков и жулинских. Тогда как после выборов у «регионалов» руки будут, что называется, развязаны: языковой закон утратит свою политтехнологическую функцию, которую он играет в ходе избирательной кампании, а заботу о правах русских и русскоязычных (к тому времени бросивших свои бюллетени в урны) можно будет опять отложить
Кто-то, очевидно, заметит: но ведь будут и президентские выборы-2015, и вновь придется обращаться за поддержкой в русскоязычному электорату... Будут. Придется обращаться. И наверняка обратятся. У «регионалов» большой опыт водить избирателя за нос (или в данном случае — за язык).
Достаточно вспомнить только несколько последних избирательных кампаний. В ходе предыдущих выборов в Верховную Раду (2007 г.) ПР собирала подписи за проведение всеукраинского референдума о предоставлении русскому языку статуса государственного — дескать, выбирайте в парламент, проведем референдум. После выборов о референдуме забыли. На президентские выборы-2010 Виктор Янукович шел с лозунгами «Два языка — одна страна» и «Выступаю за предоставление русскому языку статуса государственного». После выборов никаких шагов в указанном направлении сделано не было, а положения о госстатусе русского языка исчезли из программы, размещенной на официальном сайте президента... Кампанию по выборам в местные советы-2010 «регионалы» проводили под знаком языкового законопроекта Ефремова—Симоненко—Гриневецкого. Принятие документа было обещано сразу после выборов, но, как известно, законопроект даже не попал в парламентскую повестку дня, а был отправлен по «инстанциям» — ОБСЕ, ПАСЕ и т. д... Ну а к нынешним выборам появился закон Кивалова—Колесниченко.
Т. е. к любой избирательной кампании у «регионалов» имеется «языковая» заготовка. Найдется что-нибудь и к президентской кампании-2015. Благо народ у нас доверчивый.
Однако возвратимся к поправкам группы Богатыревой (что они из себя представляют, мы подробно писали ранее — см. «Ни хрена себе!», «2000», №36 (620), 7—13 сентября 2012 г.). Не далее как 4 сентября вице-премьер — министр здравоохранения Раиса Богатырева заявила журналистам в Донецке, что закон об основах государственной языковой политики «необходимо изменить и усовершенствовать».
По ее словам, «в рабочей группе представлена вся научная элита по этим вопросам» и «тот продукт, над которым наработает эта рабочая группа, мы направим в Национальную академию наук для того, чтобы можно было с учетом нашего высокого потенциала дать обоснованную экспертизу наших предложений».
Что за «научная элита» по языковым вопросам правит бал в группе Богатыревой — хорошо известно: ярые сторонники украинизации. Не является секретом и позиция НАНУ — именно ее языковые «спецы» использовались ранее для того, чтобы дискредитировать и в конечном итоге блокировать даже не принятие, а само рассмотрение в ВР законопроекта Ефремова—Симоненко—Гриневецкого.
При этом замечу, что, на мой взгляд, не НАНУ должна определять, каким быть языковому закону (либо поправкам к оному). Вообще, по моему глубокому убеждению, заниматься разработкой законодательства в данной сфере должны именно политики, а не какие-то там специалисты-лингвисты.
Во-первых, политики на это уполномочены согласно Конституции и действуют на основе мандата, полученного в ходе выборов. А кто, в ходе каких выборов уполномачивал «научную элиту» из группы Богатыревой или НАНУ? Никто и никогда! И главное: политики (даже если они действуют вынужденно, скажем, исходя из предвыборных задач) ставят во главу угла интересы граждан (своих избирателей), а не интересы того или иного языка (как это происходит у лингвистов из НАНУ, позиция которых совершенно не учитывает запросы реальных людей).
Настораживает молчание «митців» по поводу переноса сроков рассмотрения языковых поправок с сентября на поствыборный период — учитывая склонность этих господ к устраиванию истерик по любому поводу. Есть все основания полагать, что кравчуки-жулинские и иже с ними получили некие непубличные заверения, что их «наработки» будут реализованы после завершения избирательной кампании.
Добавим, что кроме изменений к закону, планируется и принятие т. н. государственной программы по утверждению украинского языка как государственного. Данная программа сама по себе может нивелировать те слабые права и возможности для развития русского языка, предоставленные законом от 3 июля.
В некоторых регионах, например в Крыму, ПР ведет агитацию под лозунгом «Русский язык — от регионального до второго государственного. Голосуй за будущее».
Но пока избиратели не чувствуют каких бы то ни было существенных улучшений в языковой сфере в настоящем — от вступления в силу даже того закона, в который еще не успели внести поправки «митців».
Вот что говорит по этому поводу Людмила Кудрявцева, глава Ассоциации преподавателей русского языка Украины: «Закон не работает! Ничего не работает! Закон о языках, который существовал 20 лет, тоже не выполнялся. На данный момент огромное количество учебных заведений, где русский язык вообще не изучается. Ситуация с рекламой остается такой же, как и была. Ведь этот закон о языках нивелируется другими законами, в том числе «О рекламе», «О судоустройстве» и так далее. Классы уже сформированы, школы начали работу, поэтому поезд уже ушел. Ни одного нового русского класса. Мы два года сидели и ждали, но они ничего не делали, а теперь только под выборы они приняли закон. Но я ничего не вижу, никаких изменений» (Новый регион).
Намерена ли власть выделить средства на строительство новых школ с русским языком обучения? В том же Киеве, если руководствоваться данными главы Минобразования, количество русских школ должно быть увеличено как минимум в 5—7 раз (для справки: на сегодня из 510 столичных школ только 7 ведут преподавание на русском языке).
Так, в эфире радио «Голос России» 11 сентября Дмитрий Табачник заявил: «Самая тяжелая ситуация сложилась в Киеве, в русских школах и гимназиях на одно место в первом классе претендовали пять-семь человек». «Это, конечно, проблема, и мы со столичной мэрией обязаны сделать шаги навстречу людям, потому что даже по официальной переписи, независимо от языка общения, 22% киевлян себя позиционировали русскими, как граждане Украины, русскими по национальности», — сказал он.
Все верно. Но почему Дмитрий Владимирович свои сетования на этот счет излагает в эфире российского радио, а не, скажем, на форуме Партии регионов? Почему не предложит своим однопартийцам, проводящим избирательную кампанию на защите языковых прав, взять на себя предвыборное обязательство о вводе в строй конкретного количества школ с русским языком обучения — согласно реальным потребностям граждан, желающих обучать своих детей на родном языке?
Наконец, главе Министерства образования и науки уместно поднимать такие вопросы в правительстве и требовать соответствующей статьи в госбюджете. Именно проект государственного бюджета на 2013 г. продемонстрирует серьезность намерений партии власти относительно защиты языковых прав своих избирателей.
Сергей ЛОЗУНЬКО