Неверно. Дело не в выборе языка обучения. То есть, не ущербность носителей языка, как таковая, явились принципом создания армии рядовых украинских идеологов. Такую ситуацию могут себе представить те, кто не жил в то время на Украине. Но не те, кто жил на Украине. А мы-то говорим об Украине. В моем ВУЗе на моем факультете (могу говорить лишь о том, что знаю), не велось преподавание на национальном языке. Потому что это не было нужно никому. Это не было нужно студентам. Да, были отдельные преподаватели, читавшие лекции на украинском и дублировавшие для конспектирования на русском. Лекции были замечательные, кстати! Но отвечали им на каком хотели, без разницы и последствий.Представьте себе такую ситуацию, житель Империи может выбирать два языка обучения: один межнационального общения, другой узконационального. То, что Империя даёт больше шансов реализоваться, я уже говорил, об этом догадываются жители национальной республики и определяют своих чад на курс с имперским языком обучения. Из-за более высокой конкуренции на него попадали лучшие ученики, а все остальные довольствовались курсом с национальным языком обучения. На выходе из вузов выходили специалисты с одинаково «красными дипломами», но с разным качеством знаний. Лучшие уезжали в центр, распределялись по значимым для Империи предприятиям, остальные рассеивались по второстепенным учреждениям, в том числе - органам республиканской власти.
Разумеется, лекции по мове велись на мове. Тут без вариантов. И вот здесь начинается то, что можно отнести к формированию украинской современной мовной идеологии. Преподавательница украинского, знавшая его хуже нас, студентов... было. Помню. Правда, вот преподаватель украинской литературы знал ее, бесспорно, но не ставил студентам с русскими фамилиями оценки выше четверки. Были у него и иные "особенности характера", его не красившие, особенно как преподавателя, но да с этим бороться было проще, чем с оголтелой русофобией.
Единственные, кто полностью обучался на украинском, это т.н. филологи, т.е. факультет украинской филологии. У всего ВУЗа (самого престижного на то время на Украине) было к этому факультету крайне пренебрежительное отношение. Все его сторонились. Не потому, что там как специальность учили мову. Нет! Но потому что там в качестве специальности не учили ничего, кроме мовы. Вот почему. Какой смысл, рассуждает нормальный чаловек, какой смысл идти учиться, чтобы ничему не научиться? А вот этот скрытый смысл в годы нэзалэжности раскрылся во всей красе. И суть этого смысла- корочки. Были ли там недобор, не помню, но то, что проходной балл был смехотворный, это точно. То есть, данный факультет- факультет ограниченных возможностей. И, соответственно, для людей...несколько ограниченных способностей. Зато ты выходил специалистом, закончившим самый престижный ВУЗ республики. Вот вам и комплекс неполноценности. Просто селекционный отбор какой-то, да. Но по иному принципу. И вот там и была кузница "национальных кадров". Топтавшихся у памятника Шевченко в дни его рождения, популяризировавших мову, дико ненавидивших все русское и завидовавших всем остальным, поступившим на факультеты с высоким проходным баллом.
Именно выпускники этого факультета (а, еще историки, да простят меня историки, но это так) и оказались "несунами" ссучасной украинской идеологии в массы. В школы, в ВУЗы, в министерства культуры и проч. ведомства.
То, что все эти 20 лет проводилась политика геноцида в отношении русского языка (разве нет?), это результат ставших у власти (пусть маленькой, но власти) монгих требующих реванша людей, не обладающих сильными и разносторонними знаниями.
Что говорил депутат ВР с высокой трибуны в начале 90-х? Не помню дословно, но "язык- цэ мова базару! Украйинська мова- мова интелигэнцийи!" И он был прав. Кандидаты наук и младшие научные сотрудники института тяжелой воды (наука, не так ли?) торговали на базаре шматьем. А "интэлыгения", ну что ж, вот такая она, национальная интеллигенция. Интеллигентно писающие на дом взрослые мальчики.
мне тоже не нравится противопоставление языка и прогресса. Но... майемо тэ, що майемо.
В том виде, как оно есть сейчас, мова- это язык регресса. Увы.