Показано с 1 по 33 из 68

Тема: Про ПРО (технический аспект)

Комбинированный просмотр

  1. #1
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    157

    По умолчанию


    Система А-235 / РТЦ-181М / ОКР "Самолет-М", комплекс 58Р6, ракеты 53Т6М / 45Т6

    ДАННЫЕ НА 2011 г.

    Многоканальная система ПРО. Разработка модернизированного варианта системы ПРО А-135 задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135, которое вышло 7 июня 1978 г. Проектирование системы велось НИИРП ЦНПО "Вымпел" с 1986 г., генеральный конструктор - А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор - Б.П.Виноградов. В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 НИИРП, как подразделение ЦНПО "Вымпел", является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. Первый эскизный проект системы ПРО А-235 вероятно защищен в 1985-1986 г.г.

    Изначально система А-235 планировалась трехэшелонной: дальний эшелон с ракетами ПРО А-925 / 51Т6, средний эшелон - стрельбовой комплекс 58Р6, ближний эшелон - ракеты ПРС-1М / 45Т6 (результат модернизации ракет ПРС-1 / 53Т6).

    Государственный контракт №406/1591 от 31.01.1991 г. заключен с НИИРП на проведение модернизации системы ПРО, работы по расширению боевых возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличения маневренности ракеты, а также оснащения ракет новой боевой частью (всё вместе - ОКР "Самолет-М"). Наименование ракетно-технического комплекса модернизированной системы ПРО Москвы - РТЦ-181М. Срок готовности модернизированного варианта по госконтракту - 2015 г. Согласно Указу Президента России от 17.02.1995 г. №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы РТЦ-181М. Генеральный конструктор - А.Г.Басистов. После смерти А.Г. Басистова в 1998 г. генеральным конструктором НИИРП становится Б.П. Виноградов.



    Предположительно на кадре либо проведение натурных работ БРУЦ-Б с ракетой 51Т6 либо, возможно, один из прототипов ракет для дальнего эшелона системы ПРО А-235 / ОКР "Самолет-М", октябрь-ноябрь 2007 г.

    По неподтвержденным данным, отработка будущих элементов системы велась в начале 1990-е годы на стрельбовом комплексе "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган. Проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения 53Т6 и других работах по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6).

    НИИРП в период с 1992 г. по 2002 г. претерпел значительные изменения. Производственно-техническая база НИИРП претерпевает существенные изменения (сокращения). 23 апреля 2002 г. находясь на посту Президента России В.Путин подписывает указ о включении НИИРП в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей».

    По состоянию на 2001 г. (директор НИИРП - Сергеев В.К.) в случае получения финансирования планировалось начать работы по совершенствоанию функционально-программного обеспечения (ФПО) системы ПРО, модернизации многофункциональной РЛС 5Н20 и вычислительных средств командно-вычислительного центра системы. Планировалось использовать наработки по ЭВМ "Эльбрус-3М" и микропроцессоров "Эльбрус-90".

    По состоянию на 2005 г. заказчиком темы ОКР "Самолет-М" являются Космические войска России (в/ч №53145). Финансирование работ по ОКР в 2005 г. уменьшено. В 2006 г. ожидалось увеличение финансирования ОКР "Самолет-М" в три раза. Головным исполнителем темы ОКР является НИИ радиоприборостроения (НИИРП), генеральный конструктор - С.А.Подлепа (с 2004 г.). Окончательное ТТЗ на модернизацию системы ПРО Москвы утверждено Генеральным штабом МО России в ноябре 2007 г. По состоянию на 2008-2009 г.г. в ОКР "Самолет-М" участвует и ОАО "Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца" (РТИ, см. отчеты за 2008-2009 г.г.). Положительное заключение МО России на эскизный проект модернизированной системы ПРО РТЦ-181М выдано до 2009 г.

    Судя по всему, система А-235 создается в качестве замены системы ПРО А-135 по теме ОКР "Самолет-М". Предположительно, аналогично А-135, система включает в себя два или три эшелона ПРО. Возможно, что ракеты дальнего действия разрабатываются МКБ "Факел" с использованием наработок по ракете 51Т6. По состоянию на 2004 г. в СМИ сообщалось о разработке ракет малой дальности 45Т6 в ОКБ "Новатор".

    В 2009 г. ОАО "РТИ" выполнило работы по модернизации приемных секций и заготовлен комплект модернизированных передающих секций РЛС 5Н20 "Дон-2Н" под Москвой. 29 октября 2009 г. проведен пуск противоракеты типа 53Т6 средствами полигонного комплекса "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган в рамках ОКР "Самолет-М" (см.отчет РТИ за 2009 г.). Подразделениями концерна ПВО "Алмаз-Антей" в 2009 г. ведется техническое проектирование составных частей системы РТЦ-181М (ОКР "Самолет-М").

    Возможно, что по ОКР "Самолет-М" разрабатывается модернизация программно-аппаратного комплекса системы РТЦ-181 с проведением натурных испытаний на полигонном стрельбовом комплексе 5Ж60П "Амур-П" с использованием РЛС 5Н20П "Дон-2НП". Так же возможно, что в рамках ОКР создается новый стрельбовой комплекс 58Р6 и улучшенный вариант противоракеты типа 53Т6 с неядерной боевой частью, увеличенной дальностью и высотой поражения. Стоимость работ по ОКР "Самолет-М" в госконтракте составляет суммарно более 8.5 млрд. руб. В том числе НИИРП выполнено в 2008 г. работ на сумму свыше 850 млн. руб., запланировано на 2009 г. – около 1250 млн. руб., на 2010 г. – около 1700 млн. руб., на 2011 год – около 1500 млн. руб.

    По состоянию на 2010 г. по заказу ОКБ "Новатор" на ОАО "Авангард" в рамках работ по составной части ОКР "Самолет-М" ведется разработка эскизных проектов стеклопластиковых пусковых стаканов (72Р6М и 72Р6М1). В 2011 г. планируется разработка рабочей конструкторской документации (РКД) для изготовления опытных образцов изделия 72Р6М, а так же изготовление опытного образца для проведения автономных испытаний.

    Система управления и наведение:


    командное наведение, возможно, на конечном этапе предполагается использование ГСН на противоракете (45Т6). Вероятно, в системе ПРО используются РЛС "Дон-2Н" / 5Н20 и полигонная "Дон-2НП" / 5Н20П с обновленной программно-аппаратной частью. Вцелом работа систем наведения противоракет скорее всего аналогична системе ПРО А-135.

    Пусковые установки


    вероятно, шахтного типа или мобильные, в составе стрельбового комплекса 58Р6 и, возможно, в составе других стрельбовых комплексов. В 2010 г. ОАО "Авангард" разработаны эскизные проекты на стеклопластиковые стаканы 72Р6М и 72Р6М1 для пусковых установок. В 2011 г. планируется выпустить рабочую конструкторскую документацию и изготовить опытный образец изделия 72Р6М для проведения автономных испытаний.

    Ракеты системы ПРО А-235.


    Предположительно, дальний эшелон системы ПРО составляют ракеты разработки МКБ "Факел" аналогичные ракетам 51Т6.

    Средний эшелон (если он сохранился в проекте системы), возможно, включает в себя комплекс перехвата 58Р6 с ракетами неизвестного типа.

    Ближний эшелон, по нашему мнению, включает в себя модернизированные ракеты 53Т6М / ПРС-1М / 45Т6 разработки ОКБ "Новатор" (результат модернизации ракет ПРС-1 / 53Т6). По состоянию на 2010 г. по заказу ОКБ "Новатор" на ОАО "Авангард" в рамках работ по составной части ОКР "Самолет-М" ведется разработка эскизных проектов стеклопластиковых пусковых стаканов (72Р6М и 72Р6М1).

    Двигатели:


    вероятно, на всех типах противоракет используются РДТТ на современных смесевых топливах;

    ТТХ ракет (предположительные):



    Типы БЧ: - ядерная

    - обычная (возможно) на ракетах второго-третьего эшелона. Теоретические проработки системы в принципе позволяют создание безъядерной БЧ с высокой вероятностью поражения баллистической цели.

    Статус: СССР / Россия

    • 1978 г. 7 июня - разработка системы ПРО А-235 задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135.
    • 1985 г. 15 июля - постановлением СМ СССР №661-202 ОАО НИИРП, как правопреемник ГП НИИРП и, соответственно, ОКБ "Вымпел", назначен головным предприятием СССР и России (позже) по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО
    • 1986 г. - начало проектирования системы ПРО А-235 ЦНПО "Вымпел". Генеральный конструктор - А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор - Б.П.Виноградов.
    • 1991 г. 31 января - между МО СССР и НИИРП заключен Государственный контракт №406/1591 на проведение ОКР "Самолет-М" - модернизацию системы ПРО Москвы до уровня РТЦ-181М. Срок готовности модернизированного варианта по контракту - 2015 г.
    • 1990-е годы начало - по неподтвержденным данным на стрельбовом комплексе "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения ракет 53Т6, увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (якобы проведено 5 пусков 53Т6).
    • 1995 г. 17 февраля - согласно Указу Президента России №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы РТЦ-181М.
    • 2002 г. - НИИРП становится частью концерна ПВО «Алмаз-Антей».
    • 2004 г. - в СМИ сообщалось о разработке ракет 45Т6 в ОКБ "Новатор".
    • 2005 г. - в отчете НИИРП говорится, что заказчиком ОКР "Самолет-М" выступают Космические войска России (в/ч №53145).
    • 2007 г. - в рамках работ по программе "Самолет-М" на РЛС 5Н20 проведены работы по модернизации системы визуализации, на полигонной РЛС 5Н20П проведены подготовительные работы для юстировки РЛС.
    • 2007 ноябрь - окончательное ТТЗ на модернизацию системы ПРО Москвы утверждено Генеральным штабом МО России.
    • 2008 г. - ГСКБ "Алмаз-Антей" защищено Дополнение к эскизному проекту по теме "Самолет-М", определяющее направление дальнейших работ по созданию стратегической системы ПРО. Выполнены все работы по Ведомости исполнения в рамках темы "Самолет-М". На полигоне отработаны новые идеи по совершенствованию фнукционального программного обеспечения (ФПО).
    • 2008 г. - впервые за последние 25 лет НИИРП и смежниками изготовлены опытный образец вычислительной системы нового поколения на базе вычислительного комплекса "Эльбрус-3М1" и новая система хранения времени. В интересах продления срока службы командно-вычислительного пункта системы РТЦ-181 закончен значительный этап работ по модернизации вычислительного комплекса.
    • 2009 г. 29 октября - проведен пуск противоракеты типа 53Т6 средствами полигонного комплекса "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган в рамках ОКР "Самолет-М" (см.отчет РТИ за 2009 г.)
    • 2009 г. 30 ноября - начата реорганизация НИИРП с целью присоединения к ГСКБ "Алмаз-Антей".
    • 2009 г. - уже есть информация о положительном заключении МО России на эскизный проект модернизированной системы ПРО РТЦ-181М от НИИРП. ОАО "Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца" выполнило работы по модернизации приемных секций и заготовлен комплект модернизированных передающих секций РЛС 5Н20 "Дон-2Н" под Москвой.
    • 2010 г. - Радиотехнический институт (РТИ) проводит подготовку к натурным работам БРУЦ-Б ("Боевая Работа по Условной Цели Без пуска") по продлению срока службы ракет 53Т6 - подобный вид испытаний проводится с ракетами, расположенными на технической базе с имитацией всех режимов боевой работы командно-вычислительным центром, РЛС и другими компонентами системы, без пуска ракеты. Выполняется модернизация устройств передающей части и разработка компонентов боевых алгоритмов РЛС 5Н20.
    • 2010 г. - ОАО "Авангард" (г.Сафроново, пластики, ТПК и т.п.) начато выполнение составной части опытно-конструкторских работ «Самолет-М» (СЧ ОКР), в рамках которой разработаны эскизные проекты на стеклопластиковые стаканы 72Р6М и 72Р6М1 для пусковых установок. В 2011 г. планируется продолжить работы по ОКР "Самолет-М".


    Источники:
    1. Впервые в мире. Интервью генерального директора НИИРП С.М.Курушкина. // Стрела. №02 / 2009 г.
    2. Коммерсантъ. № 224 30.11.2004 г.
    3. Левицкий Л. ПРОдали, как предали. Россия остается без института, создавшего первую в мире систему ПРО, которая и сегодня оберегает Москву. // Российская Федерация сегодня. №20 / 2002 г.
    4. НИИРП, ОАО. Годовой отчет за 2008 г. М., 2009 г.
    5. НИИРП, ОАО. Годовой отчет за период с 01 января по 31 декабря 2005 г. М., 2006 г.
    6. ОАО "Авангард". Годовой отчет открытого акционерного общества «Авангард» за 2010 год. г.Сафроново, http://www.avangard-plastik.ru, 2011 г.
    7. Противовъздушна отбрана. Сайт http://pvo.start.bg, 2010 г.
    8. Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца, ОАО. Годовой отчет о деятельности Общества в 2008 г. М., 2009 г.
    9. Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца, ОАО. Годовой отчет о деятельности Общества в 2009 г. М., 2010 г.
    10. Сергеев В.К. Через тернии - к пониманию. // Электроника НТБ. №5 / 2000 г.
    11. Синин Е. Как умирают институты. Патогенез болезни НИИРП. // Электроника НТБ. №1 / 2003 г.
    12. Система стратегической ПРО А-135 – система второго поколения ПРО Москвы. Сайт http://old.vko.ru, 2010 г.
    13. Стратегическое ядерное вооружение России. Сайт http://russianforces.org, 2010 г.
    14. Форум сайта. http://military.tomsk.ru/forum, 2011 г.
    15. Balancer.ru. Сайт http://forums.airbase.ru, 2009 г.
    Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
    Академик НАН Украины Юрий Пахомов

  2. Сказали спасибо skroznik :


  3. #2
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    157

    По умолчанию

    Противоракетная оборона А-135
















    ---------- Добавлено в 21:09 ---------- Предыдущее было в 21:08 ----------

    Противоракетная оборона А-135














    ---------- Добавлено в 21:09 ---------- Предыдущее было в 21:09 ----------

    Противоракетная оборона А-135






    ---------- Добавлено в 21:10 ---------- Предыдущее было в 21:09 ----------

    Алтайский горно-космический центр








    Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
    Академик НАН Украины Юрий Пахомов

  4. Сказали спасибо skroznik :


  5. #3
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    157

    По умолчанию

    Алтайский горно-космический центр










    ---------- Добавлено в 21:11 ---------- Предыдущее было в 21:10 ----------

    Алтайский горно-космический центр








    Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
    Академик НАН Украины Юрий Пахомов

  6. #4
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    157

    По умолчанию

    Алтайский горно-космический центр










    ---------- Добавлено в 21:13 ---------- Предыдущее было в 21:13 ----------

    Алтайский горно-космический центр










    ---------- Добавлено в 21:13 ---------- Предыдущее было в 21:13 ----------

    Алтайский горно-космический центр










    ---------- Добавлено в 21:14 ---------- Предыдущее было в 21:13 ----------


    © РИА Новости.
    15/08/2011


    Тема создания в России Воздушно-космической обороны (ВКО) является в этом году пожалуй наиболее обсуждаемой и в тоже время загадочной и таинственной. Все примерно представляют, чем должен заниматься этот либо новый род, либо новый вид Вооруженных Сил РФ. Точно известно, что такая структура должна быть создана к 1 декабря 2011 года. Но на этом вся конкретика заканчивается и начинаются только одни размышления и предположения.

    Специальный корреспондент редакции Силовых ведомств РИА Новости Сергей Сафронов встретился c сопредседателем вневедомственного экспертного совета по ВКО Игорем Ашурбейли, который до 2011 года 10 лет руководил разработкой новейших систем ПВО-ПРО в ГСКБ "Алмаз-Антей".

    - Игорь Рауфович, что такое ВКО? В чем разница между ВКО и ПРО?

    - Сам термин ВКО окончательно устоялся в 2010 году. Тогда он был официально применен и в новой военной доктрине, и в решении Совета Безопасности, и в ежегодном послании президента. А до этого много лет шла полемика, есть ли необходимость в такой системе. Было и неприятие самого термина. Мы много сделали, чтобы внедрить это понятие.

    До этого стандартными терминами были "Противовоздушная оборона" (до 30 километров высоты), "Противоракетная оборона", которая ограничивалась системой А-35 под Москвой по договору с США от 1972 года и др.

    Поэтому нельзя говорить о разнице между ВКО и ПРО. Можно сказать, что ПРО является составной частью ВКО, которая включает в себя также Систему предупреждения о ракетном нападении, Систему контроля космического пространства, Единую космическую систему, систему ПВО и, наконец, систему ПРО, как одну из составляющих ВКО.


    - В каком состоянии сейчас находится пояс ПРО вокруг Москвы?

    - Система эта несколько устарела, что естественно с учетом сроков ее создания. В ней используются два типа ракет, один из которых с учетом длительной эксплуатации уже не вполне боеготов. Что касается второго типа ракет, то у них боевые части хранятся отдельно от самих ракет.

    Такое решение было принято во времена Ельцина в целях безопасности. Соответственно время боевого снаряжения этих ракет не всегда адекватно времени подлета средств нападения вероятного противника.


    Поэтому, помимо модернизации системы А-35, и поставлена была задача создать систему С-500, как мобильную систему ПРО. Чтобы можно было ее выдвигать не только на защиту Москвы, но и на любом другом угрожаемом направлении – Калининград, Дальний Восток… там , где могут возникать угрозы.


    - То есть создаваемая в России система С-500 – это будущая ПРО России?

    - Когда будет создана система С-500, будет решена задача создания мобильной или хотя бы передвижной (возимой) ПРО.

    - Когда планируется ее принять на вооружение?

    - Мы ставили такой срок – 2015 год. Это прописано в контрактных обязательствах перед министерством обороны. Сейчас завершен эскизный проект, ведется техническое проектирование.

    Что касается охраны воздушных рубежей Москвы, то здесь стоят "трехсотки" (С-300 - ред) и уже "четырехсотки" (С-400 - ред). И пока всего этого достаточно. Но проблема в том, что в ближайшие год-два все С-300ПС будут утилизированы, потому что все сроки эксплуатации прошли. И в этот момент будет существенный провал в системе ПВО Москвы, если к этому времени не будет создан "Витязь".


    - А когда появится "Витязь"?

    - Появление "Витязя" можно ожидать в 2014-15 годах. Задержки возможны в связи с проблемой новой ракеты.

    - Такая же проблема, как с дальней ракетой для системы С-400?

    - Никогда никаких проблем с дальней ракетой для С-400 не было. Она была сделана, не было никаких научно-технических проблем. Это только вопросы финансирования, изготовления образцов и наличия мишеней.

    Для того, чтобы обстрелять все "точки" в рамках государственных испытаний, необходимо соответствующее количество опытных ракет. По мере их изготовления мы и стреляли. Но если раньше, в старые добрые времена, на одну мишень выделялись десятки ракет, то сегодня на две мишени - три ракеты. Проблема еще и в том, что мишени старые, и часть полигонов оказалась на территории Казахстана. Денег на новые мишенные комплексы не выделялось уже множество лет. Так что обстановка та еще…

    Поэтому я и предвижу, что могут также возникнуть проблемы со сроками испытаний ракеты для "Витязя".


    - В "Витязе", как и в С-400, тоже будут использоваться несколько типов ракет в зависимости от дальности и высотности цели?

    - Нет, в "Витязе" будет одна базовая ракета, не как в С-400. Его цель – взять на себя те задачи, которые сегодня выполняют комплексы С-300ПС. Есть еще С-300 ПМ, которые прослужат лет 7-10. Но у нас их не так много – несколько десятков. И самые "свеженькие" из них были изготовлены аж в 1994 году. При сроке их эксплуатации в 25 лет. С того времени мы их не производим. Правда большинство из них были нами модернизированы до уровня "Фаворит" в последние годы. Но "тюнинг" не заменит новой модели. Поэтому в течение десяти лет в России должно быть изготовлено такое количество "Витязей", чтобы полностью заменить комплексы С-300ПС и, по части характеристик, - С-300ПМ.

    И тогда у нас получится полностью выстроенная наземная часть огневых средств системы ВКО России: С-500 - ПРО, С-400 – дальнего действия, "Витязь" - среднего действия и "Морфей" - ближнего действия и сверхмалой дальности.


    - Если про С-400 и С-500 написано достаточно много, то про "Морфей" ровно наоборот…

    - Комплекс "Морфей" это комплекс сверхмалой дальности, который будет стоять на последнем рубеже эшелонированной обороны - добивать крылатые ракеты, высокоточное оружие и таким образом обеспечивать защиту, в том числе и самой С-500.

    - То есть "Морфей" это будущий конкурент уже поступающих на вооружение российской армии ракетно-пушечных комплексов "Панцирь", который производит Тульское КБП?

    - Это не конкурент. "Панцирь" и "Тор" работают в одной дальности – малой. "Витязь" – это средняя дальность. "Морфей" – сверхмалая.

    Условно схематически можно представить так: "Витязь" сверху, а "Морфей" снизу, перекрывают зону "Панциря" и "Тора".

    Таким образом "Витязь" с "Морфеем" решают как свои основные задачи, так и задачи в классе между ними.

    В "Морфее" есть и элемент уникальности, хотя есть и множество сомневающихся в правильности выбранных решений при его реализации. Но если он получится в том облике, который был задуман, то это будет уникальное оружие.


    - А в чем, собственно, уникальность?

    - Если по-простому, уникальность в выбранном типе локатора, в его конфигурации. Локатор будет в форме купола, он будет всеракурсным. Мы же привыкли, что локатор крутится, а этот не крутится. Стоит себе и стоит.

    - Эти четыре системы - это все, что нужно России для защиты неба и космоса?

    - Если убрать за скобки космос, который у нас вроде как демилитаризирован, то да, эти четыре системы "Морфей", "Витязь", С-400 и С-500 полностью закрывают номенклатуру огневых средств ВКО наземного базирования. Больше по сути ничего не надо. И этого хватит по техническим заделам лет на 20-25.

    "Витязь" и "Морфей" – они совсем свеженькие – пока в разработке.

    Разработка "Морфея" идет параллельно с "Витязем" и С-500. Эти все системы были заданы одновременно. Это случилось в 2007 году, когда мы вышли на военно-промышленную комиссию и предложили свое видение единой системы зенитного ракетного оружия ПВО-ПРО пятого поколения. Это было утверждено. Определен "Алмаз" как головной разработчик. И были заданы соответствующие опытно-конструкторские работы. Они все стартовали одновременно в 2007 году. Но, естественно, что более сложная система С-500 будет дольше разрабатываться.


    - Вы сегодня заглядывали в завтра ПВО-ПРО-ВКО?

    - А чего тут заглядывать. Думаю, что находящаяся сейчас в разработке номенклатура наземных огневых средств ВКО исчерпывающая. Кроме вышеперечисленных средств и их последующих модернизаций, других на земле уже не будет.

    - То есть…?

    - То есть следующие огневые средства будут не наземного базирования, а воздушного. Следующие системы, которые появятся после С-500, будут воздушного базирования.

    Часть из них тоже уже находятся в разработке и проходят испытания.


    - Существуют ли какие-либо международные временные стандарты для создания систем ПВО-ПРО? Сколько нужно времени, чтобы бумажный проект был воплощен в металле?

    - Вообще, по зарубежным стандартам разработка такого уровня оружия занимает 10-12 лет. И таких подвигов, каких требует Минобороны России от нас – 5-6 лет - не бывает.

    Именно поэтому директора оборонных предприятий идут на подписание некоторых контрактов, заведомо зная, что не успеют. Но если не подписать, то ничего вообще не начнется.


    - Вернемся к С-300. Если я Вас правильно понял, то все последние 15 лет мы производили знаменитые комплексы С-300 только на экспорт?

    - Только. Но поэтому и сохранилась кооперация. Последняя отгрузка была недавно в одну страну. Будет и еще одна. А потом…

    Проблема в том, что мы прекратили принимать новые иностранные заказы на С-300. А на "четырехсотку" запретили принимать заказы иностранных государств, потому что самим такая система нужна и сказали, что будем увеличивать заказы для России. Так вот в итоге заказ на С-400 не увеличили совершенно, а на экспорт не дали ни С-300, ни С-400. Поэтому я прогнозирую провал загрузки заводской кооперации на 2013 год. Даже на вторую половину 2012 года.


    - Может, еще заказы будут?

    - Уже не могут быть, потому что цикл изготовления изделия (комплекса С-400) 24 месяца. Поэтому если сегодня не проавансировали, то в 2013 году ничего и не будет. То есть по-всякому будет спад. Потому что в этом году ни одного дополнительного контракта на С-400 не заключили. И на С-300. При том, что загрузка заводов сегодня далеко не полная и отсутствие контрактов и дальше не позволит обновлять оборудование и технологии. Надо понимать, что С-400 изготавливается на том же оборудовании, что и С-300.

    - А кооперация по производству комплексов ПВО "Тор" и "Бук" не поможет?

    - Кооперация , которая задействована в изготовлении "Торов" и "Буков" не задействована в изготовлении С-400.

    - Какое-то видение этой проблемы у Вас есть?

    - Видение есть, и оно заключается, в частности, в том, что раз появился единый заказчик продукции ВКО в Минобороны, то нужно срочно создавать и единого исполнителя в промышленности, потому что должна быть зеркальная система – заказчик-исполнитель. У военных орган заказчика ВКО сформирован. А вот концерна ВКО, как, например, концерна ПВО "Алмаз-Антей", пока еще нет. Но такая интегрированная структура должна родиться. В какой форме, на базе каких предприятий это вопрос, который требует ускоренного изучения, потому что в идеале до 2012 года нужно иметь головного исполнителя. Не будем забывать, что военные к 1 декабря должны сформировать структуру ВКО.

    - Но ведь не у всех видов и родов Вооруженных сил есть свои холдинги или концерны. Почему обязательно нужно создавать концерн ВКО?

    - Практически у всех. Возьмем к примеру Объединенную авиастроительную корпорацию, Да, она не называется концерн ВВС, но по сути так и есть. Есть Объединенная судостроительная корпорация - это по сути концерн ВМФ. Должна быть своя корпорация и у ВКО, потому что есть ряд разработчиков оружия, которые не входят в состав концерна ПВО "Алмаз-Антей". Это те, которые решают задачи именно ВКО.

    Какая форма интеграции этих предприятий будет выбрана - посмотрим. Осенью я предложу руководству страны свое видение решения этого вопроса, в том числе видение построения системы ВКО будущего.


    - Сейчас многие говорят о негативном подходе НАТО, в частности, США, к участию России в проекте ЕвроПРО. В чем, на Ваш взгляд, причина такого негатива?

    - Во-первых, я хотел бы отметить высокую роль в решении этой проблемы посла России в НАТО, уполномоченного по вопросу ПРО, Дмитрия Рогозина, которого мы будем всячески поддерживать. Но для того, чтобы участвовать в международных проектах, России нужно что-то иметь свое и активно это предлагать. Думаю, что именно поэтому американцы не заинтересованы в нашем участии при создании их "планетарного" по сути ПРО. Они считают, что нам нечего предложить.

    А на самом деле – нам есть, что предложить. Например, ту же самую систему С-500, которой у них нет.


    - Но ее же у нас самих нет?

    - Она у нас в той стадии, когда ее создание неизбежно, если не будет форсмажора. Она в той стадии, когда можно уверенно говорить о том, что она точно будет. Мы можем ее предлагать в качестве нашего вклада в ЕвроПРО.

    В противном случае нам могут предложить в качестве вклада только нашу территорию для размещения их установок. К этому все пока и идет...


    - Вы недавно защитили докторскую диссертацию по проблематике ВКО. Она является по известным причинам "закрытой" и тем не менее можно ли озвучить некоторые основные положения?

    - Диссертация посвящена очень простой теме. Она касается того, что современная сверхсложная военная техника ВКО, где разрабатывается не монопродукт - танк, самолет, корабль, - а разрабатывается целый комплекс взаимосвязанных систем, действующих в различных средах, требует новых способов разработки. Вот работа и посвящена специальным методам и средствам автоматизации разработки как аппарата для создания средств ВКО.
    Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
    Академик НАН Украины Юрий Пахомов

  7. 2 Сказали спасибо skroznik:

    Uta (26.11.2011), Олег из Донецка (26.11.2011)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •