В ответ на:
- не более. Но и не менее.
Это не просто пример, это вообще часть нашей истории. Непосредственно связанная, замечу, с украинами русскими и с русскими украинцами.
Дело в том, что в нашей биороботальной стране (кто-то из иностранцев, побывав при дворе Грозного, отметил, что знать у московитов не более свободна, чем крестьяне...) к эпохе развитого феодализма (XVI-XVII века) сложилась крайне интересная система - феодалы (бояре, "дети боярские", дворяне...) - защищали не своих крестьян персонально, а крестьян вообще. Ну, и горожан заодно, чего уж там...Вотчина феодала могла быть где-нибудь в глухих вологодских лесах, а сам он нес сторожевую службу на краю Дикого Поля.
И, как в известном бою "у дубов" под Ливнами, мог вполне сложить свою голову ради того, чтобы дать время не своим крестьянам укрыться в городе от набега.
Впрочем, то же самое у нас наблюдалось и до монгольского нашествия: собственный терем где-то под Киевом, а феодал-дружинник несет службу где-то по Ворскле...
Причем, что интересно, это даже не особенность нашего национального феодализма. Это особенность феодализма в любую эпоху, когда раздробленность не доходила до абсурда вроде "баронских войн" по любому поводу.Поскольку феодалы вообще-то в первую очередь были сословием служивым - и что наши дворяне, что, например, турецкие сипахи получали свои наделы и крестьян именно за то, что была у них такая профессия - всю страну защищать (ну, или нападать на кого-то в интересах государства, а как же!), а не только личную собственность... чем они в общем-то и отличались от остального "оружного люда".
А что в защите всей страны был и личный интерес феодалов (типа, надо остановить здесь, чтобы не дошли до моей земли...) - так это, собственно, свойственно любой нормальной элите общества/государства.![]()
Кстати, и крестьянам, которые шли в ополчение - тоже.
Но, разумеется, можно рассматривать феодализм и как разновидность узаконенного рэкета, а как же.
Особенно - при желании.
И особенно - европейский "норманно-германский" феодализм.![]()