Время превратило икону в национальную святыню, люди передавали о ней предания, и созвучие названия иконы с подмосковным селом Гребнево родило легенду о том, что именно здесь она и была преподнесена князю Дмитрию Донскому.
Однако детальное изучение данного периода опровергает эту легенду. И Фёдоров М.Ф. в своей статье приводит три веских доказательства этого.
Первое, что в «Сказаниях о чудотворной иконе Божией Матери, находящейся в Москве» и других церковных источниках даётся чёткое указание о городке Гребени: «Когда Великий Князь Димитpий Иоаннович, Московский и всей Великой России обладатель, после nора жения гордаго Мамая и обращения в бегство несметных его полчищ, торжественно возв ращался в Москву, живущие на берегах Дона козаки радостно стремились на встречу к нему, со святыми иконами и с крестами, бла годаря его, как избавителя России от ига не верных, и принося ему различные дары. Так вначале поднесена была Великому Князю чу дотворная икона Пресвятыя Богородицы, Одигитрии, uменуемыя Донския, от жите лей города Сиротина, из храма Благовещения, а по достижении Великим Князем Дмитрием Иоанновичем козачьяго города Гребени, на устье речки Чары, живущие там козаки так же вышли на встречу Великому Князю с крес тами и святыми иконами и поднесли в дар образ Пресвятыя Богородицы, издавна nрос лавленный у них чудесами, по благодати Пресвятаго духа. Победитель Мамая, приняв сии бесценные дары с верою и любовию, пожа ловал Козаков многими милостями и жало ваньем, достигнув же Москвы, поставил ико ну в соборном храме Успения Пресвятыя Бо городицы». Городок Гребени находился в устье речки Чары, а село Гребнево – на реке Любосеевке, причём даже не в устье, а в среднем течении, на Барских озёрах.
Второе, что упомянутый в «Сказаниях…» городок Гребени находился на прямом пути с Куликова поля на Москву. В одном из списков «Сказания о Мамаевом побоище» говорится, что шли войска на Москву через село Коломенское: «Гости же сурожане и вси людие черные встретиша великого князя Дмитрия Ивановича Московского и всеа Руси в Коломенском со златыми и с соболми и с хлебом…». Село это сейчас является юго-восточной частью Москвы, и через него шла дорога на Коломну и в Орду. Но Клязьма находится в стороне от этого пути и у Дмитрия не было никакого резона давать с войском такой крюк.
Ну и третий довод, это то, что никакого в то время казачества в селе Гребнево не было.