Показано с 1 по 9 из 9

Тема: Ломоносов

Древовидный режим

  1. #7
    Кот, гуляющий сам по себе Аватар для skroznik
    Регистрация
    14.03.2009
    Адрес
    Российская империя
    Сообщений
    7,681
    Вес репутации
    155

    По умолчанию


    Мозаика "Полтавская баталия" - украшает парадную лестницу Санкт-Петербургской Академии наук.


    Известны слова Ломоносова: «Хотя голова моя и много зачиняет, да руки одни». Однако многие его замыслы находили реальное воплощение. Большого труда стоило ему получить разрешение на открытие фабрики для производства бисера, цветного стекла и смальты, необходимой для мозаичных работ. Указом Сената от 14 декабря 1752 г. такое разрешение было дано. При этом Ломоносов получил землю и крестьян «за Ранинбаумом в двадцати четырех верстах, где строится помянутая фабрика».

    Наладил производство, организовал школу при фабрике.

    Первые мозаичные работы, выполненные им и его учениками, были небольших размеров. В 1758 г. граф Петр Иванович Шувалов предложил Сенату приказать советнику и профеcсору Ломоносову сделать на его привилегированных фабриках мозаичные украшения и изобразить то, что пристойно будет для увековечения памяти Петра Великого, для спроектированного монумента внутри Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

    По проекту предполагалось создать восемь мозаичных картин. Единственной законченной работой оказалась «Полтавская баталия». И только она сохранилась до наших дней. Понадобилось четыре с лишним года, чтобы закончить ее вчерне. «Теперь она на месте отшлифовывается», — пишет 9 мая 1764 г. Ломоносов графу М.Л. Воронцову.

    Известно описание «Полтавской баталии», данное самим Ломоносовым. Там содержатся конкретные указания по поводу изображения участников Полтавской битвы и отдельных деталей картины.

    1. Напереди изображен Петр Великий на могучей лошади верхом, лицом в половину профиля, облик нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженные памяти Великого Государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лутчих портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору, величиною сидящей в сажень, и прочие по пропорции.
    2. За Государем бывшие тогда знатнейшие генералы: Шереметев, Меншиков, Голицын, коих портреты взяты с имеющихся оригиналов.
    3. Представлен Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению, при наклонении в бегство Карла Второгонадесять (Карла XII. — МА.), напереди и назади генералы и солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей.
    4. Близко впереди гронадер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на Монарха, якобы негодуя, что так далече отваживается.
    5. Позади лежит куча разных опровержений: шведская пушка с разломанным лафетом, лошадь и мертвый швед; изображаются тем следы побежденного неприятеля. <...>
    6. Еще подалее от переду представлен пленный шведский генерал, которого поднимают, дряхлого и унылого, окружившие Российские солдаты.
    7. В некотором отдалении изображен Карл Вторыйнадесять в простой коляске, кругом его трабанты, из коих некоторые, поворачивая коляску назад, уговаривают спасаться бегством, но он, протягивая пистолет рукою вперед, еще к бою порывается, перед ним жестокое сражение россиян со шведскими трабантами.
    8. На горизонте представляется город Полтава с дымом от пушечной пальбы...

    Судьба мозаики после смерти Ломоносова была печальной. 23 июня 1769 г. президент Академии художеств И.И. Бецкой отдал распоряжение перенести картину в надежное место. Хранить ее в разрушающемся здании было опасно. Распоряжение по каким-то причинам не выполнили, и зять Ломоносова А.А. Константинов ходатайствовал о том, чтобы мозаику вынесли из здания под навес. Под этим навесом она находилась до 31 августа 1786 г., а затем была направлена в распоряжение Академии художеств. Но там для нее не нашлось достойного места, и многие годы мозаика находилась в полном не-брежении. Только в 1900 г. на плачевное состояние картины обратило внимание Российское общество поощрения художеств, и она оказалась в его музее.

    По случаю 200-летнего юбилея Академии наук было решено установить мозаику Ломоносова в вестибюле парадной лестницы Санкт-Петербургской академии наук (где она находится поныне). Это был очень сложный процесс. Картину переносили по частям, с величайшей осторожностью. Руководил работами потомственный мозаичист, великолепный художник и удивительный человек Владимир Александрович Фролов [1]. Ему же была поручена реставрация мозаики. Он, как никто другой, понимал, как важно сохранить для потомков представляющее особую ценность самое значительное художественное произведение Ломоносова.

    _____________________________________________

    [1] Владимир Александрович Фролов (1874—1942) — потомственный мозаичист, кавалер орденов Св. Станислава 3 ст. (за реставрацию мозаики Ломоносова «Полтавская баталия»), Св. Анны 3 ст. (за мозаики Храма Спаса на Крови), Св. Станислава 2 ст. (за Варшавский собор). Ему принадлежит множество мозаичных работ, среди которых особое место занимают панно для московского метро: мозаики на станции «Маяковская» (эскизы А.А. Дейнеки, тема — «Сутки советского неба»); восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Автозаводская»; мозаики на станции «Новокузнецкая» (предназначались для «Павелецкой», примечательны тем, что работа велась Фроловым в блокадном Ленинграде, практически в одиночку В 1942 г. художникумер от голода. В 1943-м мозаики чудом удалось вывезти в Москву по Дороге жизни.
    Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
    Академик НАН Украины Юрий Пахомов

  2. Сказали спасибо skroznik :

    I{OT (27.02.2012)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •