Министерство образования обнародовало проект нового стандарта преподавания отечественной истории в школе, на основе которого будет написан единый учебник, пишет в понедельник «Ведомости». Стандарт призван воспитывать школьников в духе патриотизма, гражданственной и межнациональной терпимости, а патриотизм должен стать следствием уроков о военных победах, рекомендовано особо подчеркнуть «массовый героизм» в войнах 1812 г. и 1941-1945 годах. Авторы стандарта призывают не замалчивать ошибки и просчеты. Критически авторы стандарта оценивают события 1917 года. Революцию именуют «октябрьским переворотом». Владимир Ленин назван «лидером переворота» и упомянут вскользь, гораздо больше внимания уделено Сталину, сообщает издание.
Роль Иосифа Сталина оценена неоднозначно. Первые годы его правления названы «периодом форсированной индустриализации, модернизации, осуществленной чрезвычайными методами». Результатом той модернизации названо преодоление технологического отставания от западных стран, отмечает «Ведомости». Сам Сталин охарактеризован как автор «сталинского социализма» — диктатор, подменивший власть советов партийной номенклатурой, опустивший «железный занавес» и применявший насильственные методы для решения политических и экономических задач. Массовые репрессии отнесены только к периоду 1937-1938 годам. Они названы методом борьбы с потенциальной «пятой колонной». В 1937-1938 годах. была самая большая волна репрессий, объясняет секретарь Российского исторического общества, участвовавшего в подготовке стандарта, Андрей Петров.
По его словам, проект стандарта не догма, он будет широко обсуждаться на многих площадках и корректироваться. Политтехнологии авторы стандарта предлагают изучать только в связи с избранием на новый пост Бориса Ельцина в 1996 г. Школьники должны понять, что политтехнологии на выборах появились именно в то время, пояснил Петров. Среди других черт ельцинского периода — шоковая терапия, потеря управляемости, политические кризисы и война в Чечне. В периоде правления Путина она не упомянута. Зато упомянута война в Грузии (как «международный кризис на Кавказе») при президенте Дмитрии Медведеве.
Деятельность президента Владимира Путина прописана в проекте в пунктах о создании института полпредов, утверждения новой концепции внешней политике, отменой выборов губернаторов или новым порядком избрания и провозглашением нацпроектов. Как отмечает издание, в перечне дат, связанных с правлением Владимира Путина, нет упоминаний об экс-совладельце ЮКОСа Михаиле Ходорковском: «Его имени также нет в числе исторических персон 1990-2000 гг. Здесь всего трое предпринимателей – Сергей Мавроди, Борис Березовский и Владимир Потанин».
Взгляд
***
( Свернуть )
В общем и целом, неплохо. Революция, конечно, никакой не переворот, а эпохальная и трагическая страница истории. Но я согласен с тем, что зацикливаться в учебниках на ней не надо. Советское общество долгие годы воспитывали на революционной эстетике, и в конце 80-х оно с радостью побежало на площади делать очередную революцию. В результате чего привело себя к коллапсу. Не без помощи предательского руководства, конечно. Но если бы не было восторженной экзальтации народа, Горбачёву и Ко такое предательство было бы намного труднее реализовать.
Репрессии 37-38 годов как метод борьбы с "пятой колонной" - это, конечно, прорыв. Как и взвешенный подход к Сталину. Если в 90-е из него лепили тирана, то сейчас многие озабочены тем, чтобы представить его чуть ли не святым. Между тем, Сталин - сын революции, который в жестоких условиях вынужден был революционными методами наводить порядок.
Имя Ельцина абсолютно верно поставлено рядом с такими явлениями как шоковая терапия, потеря управляемости, политические кризимы и война в Чечне. Я бы, конечно, ещё добавил приватизацию по Чубайсу и залоговые аукционы, но всё это, видимо, входит в понятие шоковой терапии, которое состоит из многих грабительских реформ во всех сферах жизнедеятельности. Путин - это, конечно же, собирание страны и стабилизация, усмирение Чечни, вертикаль власти повышение благосостояние. И никакого Ходорковского, нтвшников Гусинского и прочих важных для рукопожатных тем - по большому счёту, это всё мелочи и последствия тектонического изменения в стране и нового курса Президента.
Надо понимать, что учебник истории - это набор стереотипов и готовых выводов. Это отнюдь не какое-то там глубокое исследование со множеством противоречивых фактов. Детали школьник будет изучать, когда вырастет и займётся историей основательно. В школе же его сознание должно быть сложено из кирпичиков-аксиом. И крайне важно, чтобы эти кирпичики рисовали образ страны и его предков не в мрачных и угнетающих тонах, а жизнеутверждающе и государственнически. Никаких рефлексий и страшных мучений по поводу своего прошлого, к чему нас так тщательно приучали все 20 лет. Никакого оплёвывания памяти предков. Ученик - это будущий гражданин, который должен гордиться своей Родиной и своей Историей. Тем более что она действительно великая и куда более честная и чистая, чем судьбы многих других наций мира.