До христианской Пасхи этот день назывался праздником весеннего равноденствия и Бога Солнца – Даждьбога.
Даждьбогу соответствует природная стихия света, а с точки зрения человеческой стихии - свет духовный, то, что делает жизнь осмысленной и духовно наполненной.
Цвет Даждьбога в спектре цветов - желтый. С точки же зрения астрономии Даждьдогу соответствует Солнце или более точно солнечный свет.
Образованной публике широко известно упоминание о Даждьбоге в "Слове о полку Игореве", где говорится о попавших в тяжелое положение русских, как о внуках Даждьбога. При этом, само имя Бога говорит о его сфере ответственности - Бог, дающий жизнь. Так что не случайно упоминает автор Слова о нём, как покровителе и, в некотором смысле, родоначальнике древнерусского народа.
Вот как точно, с глубоким пониманием смысла П.Д. Бутурлин в сонете "Даждьбог" (1891г.) передает нам его образ:
Средь бледной зелени приречных камышей
Белела дочь Днепра как чистая лилея,
И Даждь-бог молодой, любовью пламенея,
С своих пустых небес безумно рвался к ней.
Горячей ласкою скользил поток лучей
По телу дивному - и сладостно слабея,
Она, предчувствуя объятья чародея,
Еще боясь любви, уж радовалась ей!
Но стала вдруг кругом прекраснее природа,
Свет ярче искрился, и зной страстней дышал.
Русоволосый бог с безоблачного свода
На деву тихих вод, ликуя, налетал, -
И мать своих детей, мать русского народа,
Он, наконец, обвив, впервой поцеловал!
Широка, многолика и многоголоса Русь, недаром норманны звали ее страной многих городов - Гардарикой. Одна и та же традиция в разных местах имела и свои особенности, и свое обрядовое наполнение, поэтому тот же праздник дошел до нас и с другим названием - Комоедица (название его связано не с едой, а с конями). Иногда праздник называли и Жаворонки. А у народов, подвергшихся воздействию ислама, памятью о родных языческих корнях является праздник Навруз.